Депозитариум №1 (71) 2009, страница 6
Одной из приоритетных задач, определенных ФСФР России в докладе «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008—2012 гг. и на долгосрочную перспективу», является развитие и консолидация российской финансовой инфраструктуры. Решение данной задачи нацелено на повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка, снижение рисков, рост конкурентоспособности отечественного рынка ценных бумаг и формирование в России международного финансового центра. Своими мнениями о том, чего удалось достичь профессиональному сообществу в 2008 г. и что предстоит предпринять в ближайшее время для решения поставленных рынку амбициозных задач, поделились с «Депозитариумом» ведущие участники рынка ценных бумаг.
Наталия Агафонова
Председатель правления Центрального Московского Депозитария
1. Без малейшего сомнения скажу: завершающий этап реформы РАО «ЕЭС России». Инфраструктура продемонстрировала слаженную работу по всем направлениям реорганизации энергохолдинга, как на этапе подготовки к 1 июля (дате ликвидации РАО «ЕЭС России» и завершения формирования крупнейших энергетических холдингов), так и при прохождении этой даты. От инфраструктурных организаций на начальном этапе требовалось создание устойчивых технологий, их тестирование и, конечно же, консультационно-разъяснительная работа с эмитентами, профучастниками и акционерами РАО «ЕЭС России». И уже 1 июля 2008 г. мы все смогли констатировать, что корпоративные процедуры были проведены в срок, четко и качественно. Таких масштабных проектов никогда не реализовывалось в истории отечественного фондового рынка, и тот факт, что он прошел без сбоев, — заслуга работников инфраструктурных институтов.
2. Основной проблемой прошедшего года стал мировой финансовый кризис, но его последствия мы сможем наблюдать только в 2009 г., поскольку инфраструктурные организации не подвержены системным рискам, характерным для финансовых и инвестиционных институтов, и для проявления слабых мест учетных организаций нужно время. Последствия кризиса скажутся на качестве услуг, так как конкурентная борьба будет вестись не за счет расширения сервиса и развития технологий, а путем демпинга на рынке, что в свою очередь повысит риски в инфраструктурном бизнесе. Но впадать в панику не стоит, так как многие организации сегодня имеют отлаженные системы контроля и управления рисками.
Другая проблема — рост количества мошеннических операций, бороться с которыми сегодня инфраструктурным организациям сложно из-за пробелов в нормативной базе и регулировании. Здесь участникам рынка приходится уделять особое внимание работе собственных служб безопасности, тесно сотрудничать с правоохранительными органами, координировать свою деятельность по взаимодействию с органами государственной власти для формирования единой позиции и единых инициатив, направленных на устранение возможностей незаконных действий со стороны криминальных лиц.
3. За финансовую инфраструктуру — не скажу, а вот учетную инфраструктуру необходимо консолидировать. Добровольно или принудительно — через ужесточение лицензионных требований. Только укрупнение инфраструктурных институтов позволит повысить их устойчивость и надежность, создать единые механизмы снижения рисков. Далее — изменение тарифного регулирования. Следует принять, что инфраструктурные организации должны быть клиентоориентированными, а, соответственно, их тарифы обязаны быть прозрачными, понятными и предсказуемыми для потребителя услуг.
И последнее — инвестиции в технологии, стандартизация электронного документооборота и обязательный переход на него. Эти три тезиса в сочетании с оперативным устранением пробелов в законодательстве, которые выявятся в продолжающийся кризисный период, позволят нам усовершенствовать отечественный рынок и создать заделы на его дальнейшее развитие, что в итоге скажется на инвестиционной привлекательности России.
Александр Артюхин
менеджер по работе с клиентами Депозитарного управления ООО «Дойче Банк»
1-2. Сложно говорить о том, какое событие 2008 г. можно назвать успешным для инфраструктуры отечественного рынка. Основная проблема рынка — отсутствие долгосрочных стратегических инвесторов и слишком большая армия спекулянтов.
3. Для совершенствования рынка необходимо предпринять несколько очень важных шагов. Отправной точкой при составлении такого списка «добрых дел» должно стать повышение конкурентоспособности фондового рынка за счет снижения операционных рисков, сроков исполнения и стоимости операций с ценными бумагами для инвесторов. Практически все эти проблемы можно было бы решить путем создания Центрального депозитария, который также являлся бы Центральным регистратором и Центральным контрагентом.
Другая задача по значимости — введение статуса иностранного номинального держателя. Пусть и с некоторыми ограничениями, характерными для российского законодательства, но сам факт появления структуры счетов, позволяющих клиентам глобальных кастодианов и других иностранных номинальных держателей считаться собственниками ценных бумаг, привлек бы новых инвесторов и решил бы многие проблемы тех, кто уже работает на рынке.
И последний пункт — полный или максимально возможно полный отказ от обмена документами в бумажной форме и переход на электронный документооборот. Реализация этой задачи приведет не только к ускорениям расчетов по сделкам, но и может значительно упростить сбор и обработку информации по корпоративным действиям. В настоящее время данный процесс в значительной степени выполняется вручную, и он настолько сложный, разнообразный и трудоемкий, что кастодианам приходится держать целый штат опытных и профессиональных сотрудников, знакомых со всеми многочисленными нюансами корпоративных действий в России. В идеале хотелось бы видеть единый источник информации о корпоративных событиях, который эмитенты были бы обязаны пополнять сведениями, представленными в едином формате и подготовленными в соответствии со стандартом. Можно приводить еще много предложений по облегчению возможностей проведения корпоративных действий, но это тема для отдельного разговора. Изменение необходимой нормативно-правовой базы и реализация названных задач позволят обеспечить защиту прав собственности на ценные бумаги, повысить ликвидность российского рынка и ускорить образование единого мирового депозитарного пространства.
Рушана Бархатова
Директор ЗАО «Новый регистратор»
1. Безусловно, успешное событие для российской инфраструктуры фондового рынка в прошедшем году — реорганизация РАО «ЕЭС России».
2. Актуальной проблемой являются риски, связанные с подделкой документов.
3. Для совершенствования финансовой инфраструктуры российского рынка необходимо принять комплекс законодательных актов для выравнивания практики с законодательством (ЭДО, Постановление № 27 и т. д.).
Наталья Барышникова
Генеральный директор ООО «ЦДФ»
1. Безусловный успех 2008 г. — реорганизация РАО «ЕЭС России». Было трудно всем участникам процесса, проделана огромная работа, было даже место подвигу, но то, что такое событие благополучно завершилось, говорит о многом. Важными и, безусловно, успешными являются стабильные контакты российских депозитариев разного уровня с иностранными депозитариями ближнего и дальнего зарубежья. Немаловажным представляется и «легализация» ФСФР России депозитарного учета иностранных ценных бумаг. Дополнительно хотелось бы отметить важное событие на рынке коллективных инвестиций — это существенное изменение нормативно-правовой базы — окончательно заработала новая редакция Закона «Об инвестиционных фондах», появились долгожданные типовые правила доверительного управления закрытыми и открытыми паевыми инвестиционными фондами, введено понятие «ПИФы для квалифицированных инвесторов» и т. д. Важно, что все эти новации не просто зафиксированы на бумаге, но и активно используются участниками.
2. В прошедшем году инфраструктура особенно остро почувствовала на себе необходимость не просто электронного документооборота, а ЭДО, работающего на единых стандартных принципах, использующего единые механизмы шифрования и форматы передаваемых документов. Проблема ЭДО не решена по сей день, и ситуация с обменом электронными документами усугубляется, в том числе, обязательностью их использования во взаимодействии между участниками рынка коллективных инвестиций.
В 2008 г. заработал новый механизм выдачи инвестиционных паев на счета номинального держателя и сразу же обозначил неготовность депозитариев к выполнению таких функций.
3. Думаю, что сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость внесения изменений в нормативные документы, касающиеся депозитарной деятельности — давно устарело основное положение, регулирующее депозитарную деятельность. Например, транзитные счета депо очень плохо вписываются в его рамки. Важна также активная позиция регулятора по вопросам ЭДО, так как эта сфера сейчас является предметом интереса очень многих участников, и единая позиция в этом вопросе помогла бы их консолидировать, повысив привлекательность рынка в целом.
Михаил Братанов
Директор Депозитария ОАО АКБ «РОСБАНК»
1. Успешными для российской инфраструктуры событиями можно, наверное, считать инновационный подход в части нормативной базы для регулирования операций с иностранными ценными бумагами, а также продвижения по разным направлениям в вопросах ЭДО для различных областей рынка. Данные события способствовали дальнейшему развитию инфраструктуры рынка, однако, к сожалению, введение в действие соответствующих требований, на мой взгляд, не было в достаточной степени подготовлено.
2. Как уже упоминалось, неподготовленность для введения в действие новых нормативных требований, которые привели к микроколлапсам в отдельных секторах (например, по операциям с АДР), а также, конечно, пакет законов по инвестиционным фондам.
3. На мой взгляд, развитие необходимо продолжать, тем более что Правительством одобрена концепция развития рынка на следующие годы. Но надо более подготовлено и взвешенно подходить к нововведениям на рынке, а также обеспечивать необходимые и достаточные условия для возможности подкрепления всеми участниками рынка (включая регулятора) данной работы соответствующим ресурсом (прежде всего временным и человеческим). Одни из основных вопросов — дальнейшее упорядоченное развитие ЭДО на рынке в соответствии с международными стандартами, совершенствование нормативной базы, развитие новых операций (например, кредитование ценными бумагами, операции с иностранными ценными бумагами).
Вероника Васильева
Директор Департамента депозитарных услуг ЗАО «ЮниКредит Банк»
1–2. В целом прошедший год, даже несмотря на кризис, можно охарактеризовать как стабильный. В 2008 г. законодательство и подзаконные акты не претерпели значительных изменений в части инфраструктурных институтов, соответственно, и структура рынка ценных бумаг осталась, по сути, прежней.
3. В условиях кризиса, оттока иностранных инвестиций и падения объемов операций на российском фондовом рынке есть время задуматься о нашем законодательстве, нашей замысловатой, усложненной и отягощенной инфраструктуре. Надо согласиться с тем, что созданная нами матрица взаимоотношений не дает возможности многим потенциальным инвесторам прийти на российский рынок и активно вкладывать средства в отечественную экономику. Может, стоит все же прислушаться к просьбам и рекомендациям наших западных партнеров и коллег? На мой взгляд, проще взять за основу рационально работающие механизмы, используя свой многолетний опыт и ресурсы, и, учитывая особенности российского рынка, создать нечто совершенное. Создание эталона мировой инфраструктуры фондового рынка — вот к чему необходимо стремиться в последующие годы.
Олег Жизненко
Генеральный директор ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.»
1. Безусловно, прошедший год был богат на события и вполне мог бы запомниться как хороший для инфраструктуры рынка ценных бумаг, если бы не кризис. На мой взгляд, самыми успешными явлениями в 2008 г. стали решение о необходимости консолидировать биржи и принятие Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Это позволит приблизить финансовую инфраструктуру России к мировым стандартам.
2. Разразившийся под конец года кризис отодвинул все остальные проблемы на задний план. Но вместе с тем, пройдясь «паровым катком» по финансовому рынку, он выровнял «почву» и расчистил пространство для создания более совершенной и эффективной модели экономики в целом и инфраструктуры в частности.
3. Необходимо качественно работать и выполнять то, что уже запланировано в Стратегии. Именно сейчас сложились все необходимые предпосылки, заданы ориентиры, созданы возможности для того, чтобы решить стратегические задачи в долгосрочной — до 2020 г. — перспективе.
Елена Ильина
Генеральный директор ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»
1. К важным событиям 2008 г. можно отнести введение обязательного электронного документооборота. Поскольку данный процесс пока не завершен, успешным его называть преждевременно, но это важное и правильное направление. Внедрение ЭДО происходило на фоне споров о форматах, справочниках, стандартах. Конфронтация в этих вопросах тормозит развитие всей инфраструктуры, поэтому последнее слово, наверное, должно быть за регулятором.
2. Для инфраструктурных организаций рынка коллективных инвестиций одной из масштабных была задача изменения технологии учета и обслуживания в связи с существенными изменениями законодательства. Это касается и технологий ведения реестра владельцев инвестиционных паев, депозитарного учета, и технологий осуществления контроля.
3. Одной из важных задач является снижение затрат на осуществление инвестиционного процесса. Для этого необходимо как законодательно, так и технологически двигаться к унификации и сокращению количества представляемой отчетности, минимизации функций, дублируемых различными участниками рынка. Специализированный депозитарий, например, может оказывать услуги по ведению учета, но лицензионную ответственность продолжает нести управляющая компания. Законодательное закрепление лицензионной ответственности за тем участником инвестиционного процесса, который составляет и предоставляет отчетность (согласно не только нормативному требованию, но и заключенному договору), даст толчок развитию аутсорсинга непрофильных функций и снизит общие издержки на осуществление инвестиционного процесса.
Максим Мурашов
Генеральный директор ЗАО «Национальная регистрационная компания»
1. Прежде всего — реорганизация РАО «ЕЭС России». Впервые в истории российского фондового рынка осуществлены столь масштабные корпоративные действия эмитента, в которые были вовлечены ключевые участники фондового рынка России. Реорганизация РАО «ЕЭС России» потребовала координации действий фондовых бирж, регистраторов, депозитариев и эмитентов. Впервые передача информации реестра владельцев именных ценных бумаг между регистраторами была осуществлена в электронно-цифровом виде, без обмена бумажными документами.
Другой положительный момент — согласование и реализация Плана совместных действий ПАРТАД и ФСФР России по внедрению электронного документооборота на финансовом рынке.
До 2008 г. внедрение ЭДО между инфраструктурными институтами осуществлялось главным образом благодаря усилиям самих участников фондового рынка и их профессиональных ассоциаций. В 2008 г. внедрение ЭДО получило новый импульс со стороны регулятора. Совместными усилиями регулятора и профессиональных участников были официально согласованы с ФСФР России форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций. Данные форматы были рекомендованы ФСФР России участникам рынка коллективных инвестиций для использования.
2. Среди актуальных вопросов хотелось бы особо выделить падение доходов инфраструктурных институтов в связи с развитием мирового финансового кризиса и снижение капитализации российского фондового рынка.
Также важной проблемой является неготовность участников рынка коллективных инвестиций к полномасштабному переходу на электронный документооборот в сроки, предусмотренные Законом «Об инвестиционных фондах».
3. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы использование ЭДО было признано обязательной формой взаимодействия регистраторов и номинальных держателей, стремиться к проведению операций в реестре в режиме «день в день» всеми регистраторами в случае использования электронного документооборота. Следует ускорить процессы, связанные с переходом инфраструктуры к обработке информации, основанной на принципах STP (единые форматы, справочники и т. д.).
Кроме того, необходимо обязать эмитентов поручить ведение реестра владельцев именных ценных бумаг независимым регистраторам, несмотря на количество зарегистрированных лиц в реестре.
Андрей Ремнев
Начальник Депозитария Внешэкономбанка
1. Учетная инфраструктура российского рынка ценных бумаг доказала свою жизнеспособность, устойчивость в условиях как бурного подъема рынка, так и его резкого падения. Прошедший год предоставил уникальные возможности протестировать надежность и качество инфраструктуры. Результаты можно считать вполне положительными.
2. Как представляется, в 2008 г. не появилось каких-либо новых глобальных проблем в процессе функционирования учетной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Вместе с тем были сделаны определенные шаги в направлении решения старых, хорошо известных проблем. К ним, в частности, относится проблема введения электронного документооборота между депозитариями и регистраторами. Весь мир движется в сторону упрощения доступа к рынку для инвесторов и ускорения операций с ценными бумагами. Электронный документооборот — это путь совершенствования рынка, его осовременивания, возможность проявления преимуществ отечественного рынка, на котором практически все эмиссионные ценные бумаги являются бездокументарными. Несмотря на недостатки предлагаемых к использованию форматов электронных сообщений, электронный документооборот необходимо вводить как можно скорее. И главное здесь не содержание форматов (в конце концов, их можно совершенствовать бесконечно), а надежность доставки электронных сообщений, обеспечение необходимого уровня безопасности электронного документооборота.
3. Возможности для совершенствования инфраструктуры всегда есть. В условиях вяло текущих процессов на рынке таких возможностей даже больше. Есть время подумать о будущем развитии. Существующая нормативная база в основном не препятствует этому на уровне каждого отдельно взятого депозитария или регистратора. В контексте изложенного положения об электронном документообороте важным с точки зрения развития рынка, а не только учетной инфраструктуры представляется совершенствование тарифов регистраторов. Имеется в виду прекращение практики взимания ими комиссионного вознаграждения в процентах от сумм заключенных сделок с ценными бумагами. Для этого, очевидно, необходим соответствующий документ ФСФР России. Двигаясь небольшими шагами, мы достигнем большего, нежели пытаясь что-то радикально изменить в учетной инфраструктуре нашего рынка.
Наталья Сидорова
Директор, Начальник Департамента депозитарных услуг ING Wholesale Banking
1. Знаковым событием 2008 г. стало успешное завершение основных этапов реформы электроэнергетики (реорганизация РАО «ЕЭС России»). В результате преобразования из этой стратегической отрасли выделился конкурентный частный сектор посредством привлечения крупных капиталов инвесторов. Следует отметить, что ликвидация РАО «ЕЭС России» дала возможность участникам рынка ценных бумаг, в том числе и иностранным, получить прибыль за счет конвертации акций холдинга в бумаги отдельных генерирующих мощностей, которые в свою очередь были допущены к торгам на российских фондовых площадках. Теперь можно с уверенностью сказать, что в целом вся отрасль стала интересна широкому кругу инвесторов, как российских, так и зарубежных. Тем не менее окончательно о завершении реформы можно будет говорить в конце 2010 г., когда рынок электроэнергетики будет полностью либерализован, а госрегулирование цены в энергетике исчезнет.
По нашему мнению, значимым инфраструктурным нововведением является реализация поддержки технологии простого клиринга на ММВБ как инструмента оперативного правления ликвидностью ценных бумаг и денежных средств, обеспечивающей дополнительные возможности при проведении расчетов и клиринга. По сути, технология явилась новацией для участников рынка и обеспечила ускорение и оптимизацию расчетов по биржевым сделкам.
Немаловажное событие — внедрение новой для рынка технологии многостороннего неттинга на фондовом рынке РТС в режиме торгов с Центральным контрагентом. Введение неттинга стало еще одним шагом на пути к созданию международного финансового центра в России, а отсутствие 100%-ного предварительного депонирования в режиме торговли с Центральным контрагентом является особо привлекательным для участников рынка, позволяя уменьшить возможные риски, сократить объем отвлекаемых средств для заключения и исполнения обязательств по сделкам, а также снизить расходы, связанные с проведением транзакций.
Среди других важных событий года стало подписание Президентом Российской Федерации Закона об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли. Несмотря на всю неоднозначность необходимости ограничения доступа иностранных инвесторов к стратегическим областям экономики, государство все же выделило 42 отрасли, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако до сих пор не опубликован список стратегических компаний, а установление принадлежности той или иной компании к стратегической путем направления уведомления в Правительство создает дополнительные трудности иностранным инвесторам.
Еще одним важным событием, с нашей точки зрения, является заявление главы ФСФР России Владимира Миловидова о том, что приоритетным становится вопрос создания вертикально интегрированного холдинга на базе двух крупнейших бирж — ММВБ и РТС. Таким образом, в будущем не исключена возможность создания ЦД путем консолидации расчетных депозитариев этих структур.
Интересной и своевременной стала идея внесения изменений в Закон «Об инвестиционных фондах», предъявляющая новые требования к ЭДО. Несомненно, применение ЭДО в повседневной деятельности инвестиционных фондов представляет собой позитивный сдвиг в развитии бизнеса на рынке коллективных инвестиций путем повышения оперативности обработки информации и снижения издержек при обмене документами. Все эти меры способствуют дальнейшему повышению защищенности инвесторов, число которых неуклонно увеличивается.
Как вы знаете, Приказом ФСФР России с 1 февраля 2008 г. был определен порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, согласно которому все иностранные ценные бумаги должны иметь соответствующие коды, однозначно идентифицирующие выпуск и устанавливающие объем прав по ценной бумаге. Инициатива ФСФР России является, по сути, важной предпосылкой для размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской Федерации посредством механизма прямого доступа, а также способствует развитию рынка депозитарных расписок.
2. Изменение приоритетов в работе регулятора в рамках стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Так, вопрос создания Центрального депозитария потерял приоритетное значение, а идея консолидации биржевой инфраструктуры в вертикально интегрированную модель биржевого холдинга выходит на первый план. Для нас, как для российского депозитария, актуальным является создание Центрального депозитария как элемента прозрачной системы учета прав собственности с высоким уровнем доверия участников. Тем не менее мы не исключаем возможности естественной консолидации существующих расчетно-клиринговых систем, как только будет воплощена в жизнь идея консолидации бирж.
3. Мы надеемся, что 2009 г. порадует нас несколькими событиями, которые должны стать определяющими для российского рынка ценных бумаг.
Мы ожидаем совершенствования системы раскрытия информации об участниках финансового рынка, что необходимо для обеспечения прозрачности функционирования всей инфраструктуры рынка ценных бумаг и в целях обеспечения защиты прав инвесторов.
Важной, с нашей точки зрения, является появление на рынке единой системы электронного документооборота как одного из факторов обеспечения защиты инвестора в рамках создания дополнительных возможностей для обмена информацией, в том числе и раскрытия информации об их реальных собственниках.
Необходимо, чтобы такая система ЭДО базировалась на единых форматах ISO, признанных во всем мире. В целом данные меры будут способствовать повышению надежности функционирования рынка и снижению рисков при взаимодействии с регистраторами.
Мы с особым интересом будем следить за развитием и совершенствованием законодательства в области корпоративного управления. Проблема масштабных корпоративных конфликтов между российскими компаниями остро стояла в 2008 г., а позиция регулятора порой недостаточно способствовала разрешению конфликтов. Таким образом, дальнейшая разработка норм корпоративного управления в 2009 г. может способствовать укреплению уровня защиты прав инвесторов и стимулированию иностранных инвестиций.
Вторая половина прошедшего года стала настоящим испытанием для участников рынка, когда на пороге глобального экономического кризиса уверенный рост российского фондового рынка резко изменил направление, оказав негативное влияние как на саму динамику дальнейшего развития рынка, так и на его участников. Тем не менее мы ожидаем, что рынок выйдет из состояния рецессии уже в 2009 г., а разработка Закона «О клиринге», совершенствование режима налогообложения и правового регулирования финансового рынка, а также дальнейшая консолидация инфраструктуры позволят продемонстрировать свою независимость от положения дел на западных и азиатских рынках.
В целом мы весьма позитивно смотрим в будущее, несмотря на то что российский фондовый рынок в настоящий момент переживает период спада на фоне глобального экономического кризиса.
Михаил Тютюнник
Генеральный директор ЗАО «ММВБ-Юг»
1–2. Непростая ситуация сложилась осенью 2008 г. Недоверие к контрагентам, низкая ликвидность, удорожание стоимости заемных средств привели к падению объемов операций на фондовом рынке. Однако региональная особенность состоит в том, что многие компании, работавшие по субброкерским схемам, стали искать собственный путь на биржу, заключая договоры с организациями Группы ММВБ напрямую, без посредников. Возросло и количество частных инвесторов.
3. Биржа для финансовых рынков всегда являлась антикризисным механизмом. При снижении доверия участников друг к другу биржевые инструменты позволяют минимизировать риски неисполнения обязательств. В направлении усовершенствования системы гарантий и предстоит совершенствовать инфраструктуру, в частности вводить Центрального контрагента по операциям РЕПО.
Анна Федорова
Начальник Депозитария ЗАО «ИК “Энергокапитал”»
1. Продуктивно развивается электронный документооборот с регистраторами, успешно и четко была проведена реструктуризация РАО «ЕЭС России», чему предшествовала долгая и кропотливая работа.
2-3. Актуальной проблемой отечественного рынка было и остается отсутствие Центрального депозитария, имеющего высокий статус доверия в России и за рубежом. Создание данного финансового института — необходимое условие дальнейшего совершенствования инфраструктуры российского рынка.