Коллективные инвестиции в искусство. Инфраструктура фондов художественных ценностей

30.11.2010

Екатерина Осипова, заместитель начальника управления контроля и сопровождения инвестиционных фондов ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

В соответствии с вступившим в силу 1 января 2010 г. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России (далее — ФСФР России) от 6 августа 2009 г. № 09-30/пз-н вводится новая категория закрытых паевых инвестиционных фондов — фонды художественных ценностей. Тем самым становится возможным инвестирование в предметы искусства с использованием инструментов рынка коллективных инвестиций.

Инвестиции в искусство — идея, безусловно, привлекательная и современная для участников рынка коллективных инвестиций и, как все прогрессивное, на этапе становления вызывает массу вопросов. Участники подобных проектов сталкиваются с необходимостью разрешения коллизий между совершенно разными законодательными нормами. С одной стороны, мир искусства, живущий по своим правилам и законам, с другой — управляющие компании и специализированные депозитарии, регулируемые и контролируемые ФСФР России, с третьей — страховые компании, на которые ложится обязанность страховать художественные ценности, и эксперты, призванные дать независимую и компетентную оценку. Тем не менее создание и функционирование такого фонда в России уже возможно.

О роли специализированного депозитария в вопросах учета и контроля художественных ценностей, составляющих портфель названных фондов, пойдет речь в данной статье.

ИНВЕСТИЦИИ В ИСКУССТВО — МИРОВОЙ ОПЫТ

Мировой арт-рынок в его современном понимании зародился в 1960-х гг. XX в. По сравнению с молодым российским рынком это достаточно развитой сегмент мировой экономики, имеющий сформировавшуюся инфраструктуру, включающую в себя экспертов, оценщиков, страховщиков, аукционные дома (например, всемирно известные Christie'sи Sotheby's), аналитические компании, проводящие исследования и публикующие периодическую аналитику (например, арт-индексы — нью-йоркский Mei-MosesAllArtIndex, базы данных по арт-инвестициям — ArtNet, ArtSalesIndex, Artpriceи др.).

Наиболее распространенными в мире являются два варианта арт-инвестиций:

  1. самостоятельное приобретение художественных ценностей (картин, фотографий, книг и т. д.);
  2. инвестиции в фонд, который размещает средства своих пайщиков в художественные ценности.

В первом случае инвестор становится собственником предметов искусства, а во втором — участником коллективного инвестирования и собственником ценных бумаг — инвестиционных паев.

Арт-инвестиции сопровождаются значительными затратами и сложностями. Во-первых, никто не застрахован от подделок, поэтому необходимо проводить качественную экспертизу подлинности приобретаемых художественных ценностей. Во-вторых, инвестиции в искусство сопряжены с дополнительными затратами на страхование, хранение, оценку активов и т. д. При этом частному инвестору не всегда знакомы тонкости работы на арт-рынке, поэтому непрофессионалам интереснее работать под руководством опытных консультантов, управляющих активами арт-фондов.

Примерами подобных фондов в мире могут выступать, в частности:

  1. Fine Art Fund: минимальный размер вложений — 250 000 долл., среднегодовой доход — около 10—12%. Арт-фонд работает с картинами старых мастеров, импрессионистов, модернистов и современных художников;
  2. China Fund: минимальный размер инвестиций — 250 000 долл. Фонд инвестирует в старое китайское искусство, преимущественно в изделия из керамики и фарфора;
  3. British Rail Pension Fund работает на арт-рынке с 1974 г. и т. д.

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Российский арт-рынок еще недостаточно сформирован как в инфраструктурном, так и в законодательном плане. Тем не менее в области экспертизы и оценки предметов искусства он приближается к западным стандартам за счет новейших технологий и современного оборудования, позволяющего проводить всестороннее исследование в соответствии с российскими и международными нормами и требованиями.

Кроме того, в России уже проявляют активность крупные аукционные дома, которые помогают делать процесс продажи и покупки художественных ценностей более прозрачным.

Крупнейшие российские страховые компании уже предлагают услуги по страхованию предметов искусства, специализированные фирмы предоставляют профессионально оборудованные хранилища с особым режимом температуры, уровнем влажности и другими особенностями, необходимыми для хранения предметов искусства.

На сегодняшний день ФСФР России зарегистрированы Правила доверительного управления четырьмя подобными фондами, которые находятся в стадии формирования.

Создание российских фондов художественных ценностей является позитивным фактором развития российского арт-рынка в целом и его инфраструктуры в частности. Сделки с предметами искусства в таких фондах позволят повысить степень ликвидности российского арт-рынка, сделать его более прозрачным, привлечь новых участников и приблизиться к решению проблемы появления независимых арт-консультантов, помогающих сформировать грамотный инвестиционный портфель.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ ФОНДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Формирование и состав активов фонда

Приказом ФСФР России № 08-19/пз-н перечень художественных ценностей, которые могут быть приобретены в активы инвестиционного фонда художественных ценностей, строго ограничен. При планировании создания подобного фонда необходимо убедиться, что будущие активы соответствуют законодательно установленным требованиям.

В соответствии с законодательством в состав активов инвестиционного фонда художественных ценностей могут входить денежные средства и предметы искусства и старины (рис. 1).

Художественные ценности должны относиться к движимому имуществу и на момент их приобретения находиться на территории Российской Федерации.

В настоящее время деятельность инвестиционных фондов художественных ценностей осуществляется по двум основным направлениям:

  • приобретение художественных ценностей для получения доходов от экспонирования в России и за рубежом;
  • приобретение авторских работ, даже целых коллекций, для последующей продажи.

Оба эти направления могут успешно существовать в рамках одного фонда.

Для включения художественных ценностей в состав активов фонда художественных ценностей привлекаются независимые оценщики, эксперты. Сложность корректной оценки предмета искусства заключается в отсутствии формализованных правил их оценки.

Художественные ценности — особенный вид активов, требующий подтверждения подлинности, сохранности и соответствия многим другим параметрам.

Точный перечень подтверждающих документов для каждого вида художественных ценностей нормативными актами не установлен, можно перечислить лишь известные примеры документов, которые могут быть приняты к учету: результаты технологической и искусствоведческой экспертиз, паспорт произведения искусства, провенанс, сертификат автора и т. д.

Основанием для включения имущества в состав активов фонда являются:

  • заявка инвестора на приобретение паев инвестиционного фонда художественных ценностей;
  • отчет оценщика (эксперта) о результатах оценки художественной ценности;
  • акт приема/передачи художественных ценностей от инвестора в управляющую компанию;
  • распорядительная записка управляющей компании о включении художественной ценности в состав активов
  • фонда;
  • отчет управляющей компании о включении имущества в состав фонда.

Хранение активов фонда

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и ряд нормативных правовых актов ФСФР России четко закрепляют за специализированным депозитарием функцию по хранению активов паевого инвестиционного фонда любой категории, в том числе и «художественных ценностей» (рис. 2).

Следует отметить, что отношения по хранению художественных ценностей — движимого имущества — регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, который устанавливает требования для договора хранения и вводит понятие «поклажедатель». При формировании фонда художественных ценностей поклажедателем предметов искусства становится управляющая компания.

Управляющая компания (поклажедатель) заключает договор со Специализированным депозитарием, предусматривающий необходимость принять на хранение художественные ценности, которые будут переданы ему поклажедателем в предусмотренный договором срок.

При формировании инвестиционного фонда художественных ценностей первоочередной задачей для специализированного депозитария и управляющей компании является определение порядка хранения активов фонда. Разумеется, специализированные депозитарии не имеют в собственности хранилищ, удовлетворяющих требования к хранению предметов искусства, таким как регулирование климатических условий, влажности. Для обеспечения соответствующих условий хранения художественных ценностей специализированный депозитарий должен арендовать хранилище от своего имени, которое соответствует требованиям, дифференцированным в зависимости от конкретных художественных ценностей.

Аренда хранилища для обеспечения необходимых условий содержания активов фонда, срок поиска помещения подлежат урегулированию в соглашении между управляющей компанией и специализированным депозитарием. Для обеспечения приема и выдачи из хранилища художественных ценностей необходимо привлечение дополнительных специалистов, имеющих соответствующий опыт работы.

При приеме на хранение, а также при возврате произведений искусства после экспонирования обратно в хранилище обязательно проводится верификация (от лат. verus — истинный, facere — делать — подтверждение верности или истинности чего-либо, в нашем случае художественной ценности) с участием специалиста — эксперта искусства.

Экспертное заключение в отношении художественных ценностей, возвращенных после временного вывоза, должно содержать обоснованные выводы о состояния их сохранности после возврата.

Процедура экспертизы художественных ценностей, подлежащих включению в фонд, также четко не прописана, однако для специализированного депозитария и управляющей компании факт ее проведения играет важную роль ввиду специфики определения подлинности и сохранности художественной ценности при поступлении ее в хранилище. Как правило, для проведения экспертизы привлекается эксперт-искусствовед, мнение и оценка которого признаны среди специалистов арт-рынка. Конкретных требований к компетенции экспертов законодательно не установлено. Нормативными документами, изданными в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», определены требования только к тем экспертам, которые осуществляют экспертизу художественных ценностей при ввозе художественных ценностей в РФ и вывозе из страны.

Управление фондом

Далее необходимо определить, как хранятся художественные ценности в период их экспонирования, реставрации и транспортировки, кто осуществляет функцию хранения и несет ответственность в этот период. Рассмотрим один из возможных порядков работы.

Управляющая компания, осуществляя доверительное управление фондом, экспонирует, транспортирует, передает на реставрацию художественные ценности. Для выполнения таких действий специализированный депозитарий должен выдать управляющей компании художественные ценности из хранилища.

Передача художественных ценностей из хранилища возможна при наличии документов, подтверждающих надлежащие условия страхования процесса их транспортировки, экспонирования и реставрации, а также при условии заключенного договора на соответствующее использование.

В период экспонирования ответственность за сохранность художественных ценностей несет выставка музей), о чем и уведомляется страховая компания при каждом изъятии художественных ценностей из хранилища. В вою очередь управляющая компания обязана уведомить специализированный депозитарий (рис. 3).

Ограничения на реализацию художественных ценностей с последующим вывозом их за рубеж установлены Законом РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Страхование активов фонда

Согласно Приказу ФСФР России от 20 мая 2008 г. № 08-19/пз-н художественные ценности должны быть застрахованы российским страховщиком, ответственность которого в отношении художественных ценностей, составляющих имущество фонда, перестрахована иностранным страховщиком (далее — перестраховщик), имеющим соответствующий рейтинг рейтингового агентства. Недавно внесенные изменения в Приказ № 08-19/пз-н уточняют порядок страхования, приравнивая его к международному стандарту страхования «от всех рисков» (all risks).

Известно, что перестрахование — система экономических отношений, при которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает (на согласованных условиях) другим страховщикам для создания сбалансированного портфеля страхований и обеспечения устойчивости страховых операций. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать правила страхования выбранной страховой компании и исключаемые риски, в том числе проверять соответствие страхуемых рисков страховой компании и перестрахованных рисков перестраховщика.

Заключаемый управляющей компанией со страховой компанией договор следует согласовывать со специализированным депозитарием, так как ряд вопросов, которые могут возникнуть в будущем между этими организациями, лежат в одной плоскости.

Отметим наиболее важные из них, которые с точки зрения специализированного депозитария в рамках предложенного порядка работы должны найти свое отражение в договоре страхования:

  • страхователем, а равно и выгодоприобретателем, в период формирования фонда и после завершения его формирования являются разные лица. Необходимо четко определить различия между управляющей компанией и управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление фондом, так как эта разница не всегда очевидна для страховщиков, но имеет большое значение в определении плательщика страховой премии и получателя страховой суммы;
  • желательно, чтобы договором был определен порядок обязательного страхования художественных ценностей при каждом изъятии их из хранилища, в том числе при транспортировке и экспонировании;
  • страховая стоимость должна составлять 100% стоимости, указанной в отчете оценщика, поименованного в Правилах доверительного управления фондом;
  • полное наименование иностранного перестраховщика с указанием реквизитов;
  • список рисков, которые не могут быть перестрахованы перестраховщиком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье рассмотрены лишь некоторые аспекты инфраструктурного обеспечения фондов художественных ценностей. Разумеется, в процессе деятельности фондов художественных ценностей будет возникать масса вопросов «инфраструктурных» и не только, так как рынок коллективного инвестирования в искусство в России только зарождается.

← Возврат к списку публикаций