Подготовка и актуализация правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом в соответствии с Указанием ЦБ 4129-У

11.04.2017

Андрей Киселев 
руководитель проектов отдела консалтинга
АО «Специализированный депозитарий ”ИНФИНИТУМ”»



Конец 2016 г. ознаменовался важным событием для рынка коллективных инвестиций – 18 декабря 2016 г. в силу вступило Указание Банка России от 5 сентября 2016 г. № 4129-У «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (далее – Указание), главной особенностью которого стало установление новых требований к составу и структуре активов инвестиционных фондов в России, перечень новых категорий паевых инвестиционных фондов, а также ряд других положений, имеющих отношение как к уже работающим ПИФам, так и к тем, которые будут созданы.
В статье речь пойдет о подготовке правил доверительного управления ПИФом (далее – ПДУ) и внесении изменений в них в соответствии с новыми требованиями. Целью статьи является освещение различных моментов и особенностей, которые нужно учесть при подготовке ПДУ и изменений в них в контексте Указания.
Вначале несколько слов о порядке распространения Указания на уже действующие ПИФы. В этой части возникает множество вопросов и опасений относительно того, как жить дальше, нужно ли срочно вносить изменения в ПДУ или можно подождать. Глава 4 Указания четко устанавливает, что требования данного документа, за исключением ряда пунктов, не распространяется на ПИФы, ПДУ которыми зарегистрированы до даты вступления в силу Указания. Момент, до которого требования не распространяются, – это дата вступления в силу изменений в инвестиционную декларацию ПИФа (п. 4.2 Указания). Важно обратить внимание на то, что Указание устанавливает сроки, в которые управляющие компании должны привести свою деятельность в соответствие с этим документом. Сроки зависят от типа ПИФа: для открытого – 1 год; для интервального – 3 года; для закрытого – 10 лет с даты вступления в силу Указания.
Для закрытых ПИФов есть особенность, касающаяся выдачи дополнительных инвестиционных паев. Без приведения деятельности в соответствие с Указанием управляющая компания будет не вправе принимать заявки на приобретение дополнительных инвестиционных паев по истечении одного года с даты вступления в силу Указания.
То есть, если нет срочной потребности вносить изменения в инвестиционную декларацию ПИФа или менять его категорию, внесение изменений в ПДУ работающих ПИФов для приведения их в соответствие с Указанием можно отложить. Возможность вносить изменения в ПДУ, не связанные с инвестиционной декларацией/категорией, остается.
При подготовке новых ПДУ или внесении изменений в существующие необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1. Перечень имущества, передаваемого в оплату инвестиционных паев закрытого ПИФа, не изменился. Приказ ФСФР РФ от 9 декабря 2008 г. № 08-56/пз-н «О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда» действует и содержит закрытый перечень активов для передачи в оплату инвестиционных паев. То есть, несмотря на появление категории «комбинированный ПИФ», которая предусматривает широкий перечень активов для инвестирования, в оплату инвестиционных паев при формировании или в рамках дополнительной выдачи можно передать только ограниченный перечень активов.
2. Категория «комбинированный ПИФ» на текущий момент предусматривает максимально широкие возможности по инвестированию имущества ПИФа. Изменения в этой части оказались настолько революционными, что участники рынка не могли до конца поверить в такую щедрость регулятора и на встречах с его представителями уточняли этот момент отдельно. В состав комбинированного ПИФа, действительно, могут входить любые активы, за исключением наличных денежных средств, важным здесь является предварительная проработка со специализированным депозитарием ПИФа порядка хранения имущества, которое раньше было совершенно нехарактерно для рынка коллективных инвестиций.
3. При подготовке инвестиционной декларации комбинированного ПИФа необходимо помнить о ст. 35 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» (далее – Закон), которая в качестве требований к инвестиционной декларации ПИФа устанавливает необходимость описания объектов инвестирования. То есть возможности указать в инвестиционной декларации комбинированного ПИФа фразу, что объектами инвестирования могут быть любые активы, за исключением наличных денежных средств (в таком виде требования к составу комбинированного ПИФа определены Указанием), на текущий момент нет, активы должны быть описаны.
4. После вступления в силу Указания появился пробел в регулировании возможности инвестирования имущества ПИФа для квалифицированных инвесторов в ценные бумаги дочерних/зависимых по отношению к управляющей компании обществ. Речь идет об ограничении, установленном пп. 8 п. 1 ст. 40 Закона и которое снимается п. 7 ст. 40 Закона для ПИФов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов. Указание в текущей редакции не содержит случаев, при которых существующее ограничение снималось.
5. ПИФ недвижимости для квалифицированных инвесторов лишился возможности выдавать займы за счет имущества ПИФа, при этом возможность приобретать активы в состав ПИФа по договору займа или кредитному договору, если заимодавцем (кредитором) по такому договору является квалифицированный инвестор в силу федерального закона, осталась.
6. Для ПИФов недвижимости, инвестиционные паи которых не ограничены в обороте, Указание в определенных случаях устанавливает дополнительные требования к привлекаемым управляющей компанией оценщикам (п. 2.5 Указания). При этом до фактического приобретения определенного имущества необходимости включать в ПДУ соответствующего оценщика нет, т. е. инвестиционную декларацию ПИФа можно сделать максимально широкой сразу на этапе подготовки ПДУ.
7. Допускается внесение изменений в ПДУ, не касающихся инвестиционной декларации и (или) категории ПИФа, без приведения правил доверительного управления ПИФа в соответствие с требованиями Указания. Здесь нужно обратить внимание на следующее: если изменения масштабны, например, приведение ПДУ к последней редакции типовых правил доверительного управления ПИФом, а в соответствие с Указанием текст ПДУ не приводится, для текста изменений можно использовать только «попунктный» формат изложения. Изложить текст ПДУ «в новой редакции» не получится, вероятность регистрации Банком России подобных изменений минимальна, так как, регистрируя подобные изменения, регулятор подтверждает их соответствие текущему законодательству, что для случая неприведения в соответствие с Указанием будет не так.
8. Для ПИФов недвижимости, инвестиционные паи которых не ограничены в обороте, Указание устанавливает минимальные суммы для инвестирования (300 тыс. руб.) и сумму, на которую выдается один инвестиционный пай при формировании ПИФа (300 тыс. руб.), а чтобы после формирования ПИФа не было возможности обойти это ограничение, для данных ПИФов исключена возможность дробления инвестиционных паев в будущем.
9. Переработка инвестиционной декларации действующего ПИФа может потребовать внесения дополнительных изменений в ПДУ. Такие разделы ПДУ, как инвестиционный комитет, порядок определения дохода по инвестиционному паю или порядок расчета вознаграждения управляющей компании, могут быть тесно связаны с предусмотренными ПДУ активами.
10. Внесение в ПДУ или исключение из них указания на то, что инвестиционные паи этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов, не допускается (п. 8 ст. 17 Закона). То есть в комбинированный ПИФ можно переделать только ПДУ ПИФа, предназначенного для квалифицированных инвесторов.
11. Одной из ключевых особенностей Указания является отсутствие требований к структуре ПИФа для квалифицированных инвесторов, установление ограничений в этой части полностью отдано на усмотрение управляющей компании и будущих пайщиков.
12. 7 января 2017 г. вступили в силу изменения в Указание Банка России от 24 декабря 2014 г. № 3506-У «О перечне расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд». Изменения были призваны устранить явные несоответствия с Указанием. При подготовке ПДУ или изменений в них нужно учитывать произошедшие изменения. Масштаб инициированных Указанием изменений значителен, внесение изменений в другие нормативные документы, регулирующие деятельность инвестиционных фондов, будет продолжено, этот процесс нужно отслеживать, чтобы при подготовке ПДУ или изменений в них пользоваться актуальной информацией.
Алгоритм внесения изменений в ПДУ работающих ПИФов, главным образом, будет зависеть от типа ПИФа, а также от того, являются ли инвестиционные паи ПИФа ограниченными в обороте или нет.
Тип ПИФа будет влиять на необходимость проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев. Для закрытого ПИФа изменения в ПДУ в рамках приведения в соответствие с Указанием в обязательном порядке должны быть утверждены решением общего собрания владельцев инвестиционных паев. Вопросы повестки дня будут зависеть от характера вносимых в ПДУ корректив. Для открытых и интервальных ПИФов для утверждения соответствующих изменений будет достаточно решения только управляющей компании.
Ограниченность инвестиционных паев в обороте будет влиять на порядок вступления в силу зарегистрированных Банком России изменений в ПДУ. Для ПИФов, инвестиционные паи которых не ограничены в обороте, изменения, связанные с приведением в соответствие с Указанием, будут вступать в силу по истечении 1 мес. с даты раскрытия сообщения об их регистрации. Для ПИФов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, порядок и сроки вступления в силу изменений в ПДУ описаны непосредственно в самих ПДУ соответствующего ПИФа.
Указанные выше обстоятельства имеют определенные временные рамки, которые нельзя сузить. Их нужно учитывать, чтобы уложиться в сроки, отведенные на приведение ПДУ в соответствие с Указанием. Это наиболее критично для открытых ПИФов, для которых срок для приведения установлен в один год, и где более 2 мес. отведены на чисто процедурные моменты, на которые управляющая компания не сможет повлиять.
Заканчивая обзор различных особенностей, оказывающих влияние на подготовку ПДУ в контексте Указания, можно констатировать, что нюансов много, но все они носят, по большей части, локальный характер, существенных трудностей у управляющих компаний при подготовке новых ПДУ или внесении изменений в существующие возникнуть не должно.

← Возврат к списку публикаций