Практические вопросы создания и функционирования кредитных фондов

23.03.2010

Екатерина Осипова, начальник отдела сопровождения ПИФ ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

Елена Карпова, начальник отдела консалтинга закрытых ПИФ ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в России для превращения банковских активов в инструменты фондового рынка большой популярностью пользуются паевые инвестиционные фонды (ПИФы), в частности кредитные (далее — кредитные фонды) и ипотечные закрытые ПИФы. На данный момент число зарегистрированных Федеральной службой по финансовым рынкам (далее — ФСФР) Правил доверительного управления кредитными фондами (далее — Правила фонда) составляет 711, а реально работают около 30. Желание участников финансового рынка создавать подобные фонды вполне объяснимо, ведь такой инструмент имеет множество преимуществ, особенно в условиях кризисной экономики и проблем банков с текущей ликвидностью и просроченными кредитами. Од нако не все так просто. Во-первых, согласно разъяснениям Центробанка (Письмо ЦБ РФ от 4 сентября 2009 г. № 106-Т) процесс «упаковки» полностью просроченных кредитов в ЗПИФах становится не столь выгодным для кредитных организаций. В частности, коммерческие банки обязаны создавать резервы под паи кредитных фондов в объеме, соответствующем размеру и под просроченную задолженность. Поэтому основная цель кредитных фондов — работа с частично просроченными кредитами и реализация залога. Во-вторых, владельцами инвестиционных паев кредитных фондов могут быть только квалифицированные инвесторы, а значит, в случае если банк не участвует напрямую в создании такого фонда, необходимо искать специальное лицо, удовлетворяющее требованиям действующего законодательства. В своей деятельности мы не только ориентируемся на оказание стандартных услуг специализированного депозитария, но и уделяем особое внимание проработке схем функционирования ПИФов, в том числе на этапе идеи их создания: анализируем возможность достижения цели проекта с использованием инструментов ПИФов, предупреждаем управляющую компанию (далее — УК) и/или инвестора о законодательных ограничениях, рисках, налоговых аспектах и т. д.Именно такой подход позволяет успешно реализовать проекты по созданию ПИФов, организовать эффективное взаимодействие между специализированным депозитарием и его клиентами и, как следствие, получить взаимное удовлетворение от сотрудничества.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ КРЕДИТНЫЙ ЗПИФ

Первое, с чего начинается создание любого закрытого ПИФа, — это детальная разработка бизнес-схем, возможных для реализации в рамках проекта.

Существуют две основные схемы организации и функционирования кредитного фонда:

  • кредитный фонд формируется денежными средствами инвесторов (ввиду того что сделки с пайщиками запрещены, банк, кредиты которого продаются в фонд, не может быть пайщиком), а затемна средства фонда приобретаются денежные требования по кредитным договорам (с обеспечением обязательств) банков. Инвесторы получают паи фонда, банки — денежные средства, а с кредитами продолжает работать УК (см. рисунок, а);
  • банки секьюритизируют активы путем передачи в кредитный фонд денежных требований по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров, включая права залогодержателя по договорам об ипотеке в период формирования фонда, становясь пайщиками. УК управляет сформированным фондом, банки имеют на балансе паи с обязательным резервированием. При этом паи фонда можно реализовать на вторичном рынке, продав их квалифицированному инвестору. Большим плюсом для рынка стало появление возможности продавать паи фондов для квалифицированных инвесторов (в том числе и паи кредитных фондов) на бирже (см. рисунок, б).

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРАВИЛ КРЕДИТНОГО ФОНДА

Инвестиционная декларация

В соответствии с Приказом ФСФР от 20 мая 2008 г. № 08-19/пз-н (далее — Приказ № 08-19/пз-н ) при подготовке инвестиционной декларации необходимо не только учесть требования к составу и структуре кредитного фонда, но и соблюсти порядок описания имущества фонда, установ ленный Типовыми правилами доверительного управления ЗПИФами (далее — ТПДУ). В частности, исходя из положений п. 26 ТПДУ, описания требует имущество, которое может явиться предметом залога «в принципе» (а это практически любое имущество) и когда-нибудь составить активы фонда в случае обращения взыскания на залог. Занимаясь подобным описанием, конечно, можно дойти до абсурда, перечисляя требования к сельскохозяйственным животным, транспорту, бытовой технике и т. п. Поэтому лучше фиксировать в Правилах фонда требования исключительно для тех видов активов, обязательность описания которых установлена ТПДУ, а именно ценных бумаг и объектов недвижимости. По иному имуществу перечисление специфических параметров не требуется, так как законодательно это не закреплено. Важный нюанс — требования, установленные ТПДУ, необходимо применять ко всем видам ценных бумаг и объектам недвижимости. Например, при указании параметров иностранных ценных бумаг и паев (акций) иностранных инвестиционных фондов обязательным является перечисление возможных вариаций для букв кода CFI, за исключением случаев, когда шестая буква име ет значение «Z» или «А». А для паев российских ПИФов непременный атрибут — перечисление всех установленных Приказом ФСФР № 08-19/пз-н от 20 мая 2008 г. типов и категорий.

Возможности кредитного фонда, подлежащие отражению в Правилах фонда «Квалифицированность» кредитного фонда предоставляет:

  • возможность выдавать займы за счет имущества фонда (предметом займа могут являться активы кредитного фонда), а также брать кредиты (займы), если заимодавцем (кредитором) по такому договору является квалифицированный инвестор. Однако наличие таких активов, как права требования по договорам займа, и принятие обязательств по кредитным договорам (договорам займа) должны быть предусмотрены инвестиционной декларацией. В противном случае специализированный депозитарий не вправе давать согласие на совершение подобных сделок;
  • возможность предусмотреть Правилами фонда деятельность инвестиционного комитета (из владельцев паев), принимающего решения об одобрении (не одобрении) сделок с имуществом фонда в зависимости от условий сделок, описанных в Правилах фонда. Если Правила фонда содержат требование об одобрении сделок инвестиционным комитетом, специализированный депозитарий для согласования подобных сделок потребует подтверждения одбрения сделки.

Что не нужно отражать в Пра вилах и на что обратить внимание

Часто при подготовке Правил фонда УК указывает требование предъявлять отчет оценщика при подаче заявки на приобретение паев, если в оплату паев (как при формировании, так и при дополнительной выдаче) могут передаваться только денежные средства и (или) денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров, включая права залогодержателя по договорам об ипотеке (далее — денежные требования, обеспеченные ипотекой). Учитывая, что денежные требования, обеспеченные ипотекой, оцениваются только по формуле, установленной Приказом ФСФР от 15 июня 2005 г. № 05-21/пз-н (далее — Приказ№ 05-21/пз-н), из Правил фонда должно быть исключено указание, обязывающее прилагать отчет об оценке (подп. 2. п. 64 ТПДУ) вместе с заявкой на приобретение инвестиционных паев. При описании порядка передачи денежных требований, обеспеченных ипотекой, в оплату инвестиционных паев кредитного фонда следует указывать, что расчет стоимости таких требований производится на дату их передачи в оплату паев (а не на дату включения в состав имущества ПИФа), так как определение стоимости чистых активов фонда с учетом поступившего денежного требования происходит с начала срока формирования фонда.

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ДЕНЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Один из основных вопросов осуществления деятельности кредитного фонда: как оценивать рыночную стоимость денежных требований по обязательствам из кредитных договоров или договоров займа, составляющих активы фонда? Некоторые участники рынка полагают, что есть два подхода к решению этого вопроса. Первый — производить оценку по формуле в соответствии с п. 17 Приказа № 05-21/пз-н. Второй — оценочная стоимость денежных требований по обязательствам из кредитных договоров или договоров займа признается равной итоговой величине стоимости денежного требования, содержащейся в отчете о его оценке. На наш взгляд, второй способ противоречит требованиям, установленным Приказом № 05-21/пз-н, поэтому оценка прав может производиться исключительно первым способом. Включение денежных требований по обязательствам из кредитных договоров или договоров займа в состав кредитного фонда ограничено только условиями Приказа № 08-19/пз-н: исполнение обязательств по денежным требованиям должнобыть обеспечено залогом (за исключением последующего залога), поручительством или банковской гарантией. Вместе с тем, с одной стороны, условия кредитов и займов бесконечно разнообразны, с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда срок погашения кредита/займа либо процентов по ним уже наступил, а денежные средства на погашение в фонд не поступили. В этих случаях возможно отражение денежных требований при учете фонда разными способами и законодательно не определено, каким образом это следует делать. Как показывает практика, при создании фонда еще до начала его формирования управляющая компания знает, какого рода денежные требования по обязательствам из кредитов и/или займов предполагается включать в его состав. В этом случае оптимальным решением является уточнение особенностей оценки рыночной стоимости нестандартных денежных требований в Правилах определения стоимости активов кредитного фонда и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов (далее — Правила СА). Например, с целью определения рыночной стоимости по обязательствам из кредитного договора, в котором возврат основного долга возможен в любой день до окончания кредита, целесообразно в Правила СА внести следующую дефиницию: «При определении оценочной стоимости денежных требований расчет количества дней “до даты осуществления n-го платежа” устанавливается как количество дней в периоде со дня, не позднее которого платеж должен быть перечислен на расчетный счет фонда, в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) до дня, на который осуществляется определение рыночной стоимости денежных требований». По возможным формулировкам в отношении иных вопросов можно проконсультироваться со специализированным депозитарием.

Имущество, являющееся обеспечением денежных требований. Оценка, расходы на содержание, хранение

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченного залогом обязательства, денежное требование по которому составляет активы фонда, УК вправе обратить взыскание на заложенное имущество в судебном либо внесудебном порядке в зависимости от вида имущества и условий кредитного договора (договора займа). В соответствии с подп. 4 п. 13.1 Приказа № 08-19/пз-н в состав кредитного фонда может входить имущество (в том числе имущественные права), являвшееся предметом залога и приобретенное (оставленное за собой) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, при обращении на неговзыскания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченного залогом обязательства, денежное требование по которому составляют активы фонда. При этом стоимость такого имущества, за исключением долговых инструментов, определенных в п. 1.14 Приказа № 08-19/пз-н, может составлять не более 20% стоимости активов. Поскольку до обращения взыскания на указанное имущество оно не входит в состав активов кредитного фонда, то оценка его рыночной стоимости не тре буется и, соответственно, не отражается в учете и отчетности УК. В случае включения в состав активов фонда имущества, являвшегося предметом залога, в результате обращения на него взыскания оценка рыночной стоимости такого имущества должна осуществляться в соответствии с требованиями Приказа № 05-21/пз-н и Правилами СА кредитного фонда. При этом нужно обратить внимание, что в перечне оплачиваемых за счет имущества фонда расходов, установленных Приказом ФСФР России № 08-7/пз-н от 28 февраля 2008 г., не указаны затраты, связанные с содержанием имущества, являвшегося предметом залога (например, оплата коммунальных услуг объектов недвижимого имущества и т. п.) и впоследствии включенного в состав активов кредитного фонда. Таким образом, содержание указанного имущества должно осуществляться за счет собственных средств УК кредитного фонда. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. № 156 ФЗ специализированный депозитарий несет обязанность по хранению имущества, составляющего ПИФ, если для отдельных видов имущества нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено иное. Специализированный депозитарий не вправе передавать эту функцию иному лицу и в случае необходимости должен арендовать помещение, удовлетворяющее условиям хранения указанного имущества. Разумеется, размер тарифа на услуги специализированного депозитария в этом случае повышается в соответствии со стоимостью хранения имущества, включенного в состав активов кредитного фонда. Такие изменения могут повлиять на превышение суммарного размера вознаграждения специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудитора над уровнем, предусмотренным Правилами фонда, и повлечь необходимость оплаты части стоимости услуг специализированного депозитария за счет собственных средств управляющей компании или внесения изменений в Правила фонда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье отражены лишь некоторые и наиболее важные из возникающих вопросов в работе кредитного фонда. В действительности, в зависимости от предполагаемого наполнения фонда, спектр вопросов намного шире, и ответы на «запоздалые» вопросы по учету, контролю, оценке активов зачастую приводят к изменению всей схемы взаимодействия, повторным переговорам с инвесторами, увеличению сроков реализации и дополнительным затратам. Учитывая, что кредитные фонды на российском финансовом рынке существуют не так давно, большинства ответов пока не найдено. Да и не все вопросы еще заданы. Тем не менее заинтересованность участников финансового рынка в таких проектах очевидна, и мы готовы совместно с управляющими компаниями и инвесторами участвовать в обсуждении идей и выработке проектов создания кредитных фондов.Рассматривая каждый принимаемый на обслуживание фонд как отдельный проект, имеющий конечную цель и свою схему взаимодействия между инфраструктурными организациями, инвестором и управляющей компанией, следует считать участие специализированного депозитария важным для достижения целей и повышения экономической эффективности проекта.

← Возврат к списку публикаций