08.07.2019
Основные направления развития бизнеса специализированных депозитариев стали предметом обсуждения в рамках одной из сессий состоявшегося в Санкт-Петербурге
XXVIII Международного финансового конгресса (МФК-2019). Открывая дискуссию,
генеральный директор АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» Павел Прасс отметил, что специализированный депозитарий сегодня и в будущем видит себя
«полезным инфраструктурным институтом, сервис-провайдером, помогающим своим клиентам в рутинных процессах, таких как учет и отчетность, технологических процессах дистрибуции финансовых продуктов».
«Инвестор платит за тяжеловесный документооборот и учет, удовлетворяющий потребность Банка России в прозрачности. Это очень опосредованный путь к формированию доверительной среды», – заявил он. Каждый участник рынка не только занимается собственным бизнесом, но и ведет сложный учет и отчетность, что приводит к дублированию функций, росту нагрузки на бизнес, а значит – и на конечного инвестора. Выходом из ситуации может стать создание центров компетенций, когда все занимаются своим делом: участники рынка – управлением активами, инфраструктурные организации – ведением учета и формированием отчетности.
Дискуссия о новых ролях, отвечающих потребностям самого рынка и инвесторов, продолжилась на
конференции «Инфраструктура рынка ценных бумаг» (ПАРТАД).
Павел Прасс выступил с докладом, посвященным предпосылкам и возможностям создания на базе крупных специализированных депозитариев администраторов фондов. По его мнению, такой подход поможет преодолеть сразу несколько важных проблем отрасли: дублирование процессов и функций, избыточный транзитный документооборот, отсутствие стандартизации и унификации.
«Каждый из этих факторов вкупе с постоянно растущей регуляторной нагрузкой создают мультипликативный эффект, своего рода «антисинергию», разрушающую отрасль, – заявил Павел Прасс в своем выступлении. – В итоге мы получаем рынок, максимально прозрачный для регулятора, но не способный создавать доходы для инвестора, так как львиная доля его ресурсов тратится на обеспечение непроизводительных процессов».
Специализированный депозитарий в роли администратора фондов может стать центром компетенций по учету и отчетности, взяв на себя ведение реестра, учет и хранение активов, расчет СЧА, контроль состава и структуры активов и контроль за распоряжением ими, а также функционал по созданию фондов, внутреннему контролю, раскрытию информации, составлению и предоставлению отчетности регулятору, бухгалтерскому, налоговому учету и многое другое. Такая конфигурация позволит снизить издержки и риски для всех участников рынка коллективных инвестиций, повысить защищенность инвесторов, контролируемость, прозрачность, предсказуемость исполнения бизнес-процессов, будет способствовать развитию конкуренции за счет снижения стоимости «входного билета» на финансовый рынок.
По мнению Павла Прасса, при внедрении функции администратора фондов должно выполняться условие добровольности. Часть НПФ, управляющих и страховых компаний, возможно, захотят сохранить текущую модель, при которой они занимаются учетом и отчетностью наряду со своим основным бизнесом, а специализированный депозитарий осуществляет учет, сверку и контроль на своей стороне. Однако, передав функции учета, отчетности, расчета СЧА спецдепу – администратору фондов, эти участники рынка получат возможность сосредоточиться только на своей основной деятельности. «Конечно, одновременно с передачей функций учета и отчетности необходимо решать вопрос о передаче ответственности за исполнение этих функций администратору фондов», – подчеркнул Павел Прасс.