Платформы - новая возможность для банков

20.01.2020
Юрий Удалов
Начальник отдела развития, руководитель проекта «Финансовая платформа»

Прямо на наших глазах происходят два процесса, которые через несколько лет могут быть оценены как переломные для российского финансового рынка.

Первый — интенсивное развитие технологий, облегчающих процесс дистанционного приобретения и продажи ценных бумаг. Второй — кратный рост интереса к инвестированию среди частных инвесторов. Последний является непосредственным следствием первого. И оба эти явления происходят связаны с всеобщим проникновением мобильного Интернета и повышением доступности смартфонов.

Мы видим, как быстро растет число брокерских счетов физлиц (в том числе индивидуальных инвестиционных счетов — ИИС): в сентябре их количество превысило 3 млн человек.

Пока брокеры — основные бенефициары интереса граждан к фондовому рынку. Однако, зная историю развитых стран, можно предсказать скорое смещение интереса от самостоятельной покупки ценных бумаг к инвестированию в готовые портфели. Лучшим подобным решением являются паевые инвестиционные фонды. Причин несколько. Во-первых, с небольшой суммой сложно самостоятельно сформировать диверсифицированный портфель, так как некоторые акции стоят десятки и даже сотни тысяч рублей. Во-вторых, при правильном подходе к инвестированию необходима постоянно ребалансировка портфеля, а значит, нужны соответствующий опыт и много свободного времени.

В свою очередь, инвестирование в ПИФ должно соответствовать следующим критериям:

• возможность приобретения фондов разных типов от различных компаний на одной площадке;
• доступность и объективность информации о множестве фондов от различных компаний;
• легкость в совершении операции дистанционно;
• понимание настоящих нужд клиента и внимание к ним.

Зная историю развитых стран, можно предсказать скорое смещение интереса от самостоятельной покупки ценных бумаг к инвестированию в готовые портфели

Сегодняшние российские реалии соответствуют ситуации в США до 1984 года, когда в банке продавались акции (паи) лишь тех фондов, которые входили в одну группу с банком. Название революции mutual funds (аналог российских ПИФов), произведенной Чарльзом Швабом: «Открытая архитектура продаж». Данная модель позволяет инвесторам беспрепятственно совершать инвестиции в фонды разных управляющих компаний на одной площадке.

Стратегией win-win для российских банков станет партнерство с электронными платформами, являющимися «паевыми супермаркетами». Банки в такой конструкции становятся «витринами», на которых «выставляется» ассортимент супермаркета. Вопросы, которые появляются у банков: «Зачем банку терять своего клиента, передавая его платформе?» и «В чем выгода банка и зачем это платформе?». Ответ прост.

• Клиент на протяжении всего пути, в том числе при оформлении сделки и при дальнейших действиях, остается на сайте банка (в приложении банка) и не видит, что продукт приобретается в «другом месте». Вся сделка происходит «бесшовно» и «под капотом», а банк получает возможность сохранить клиента у себя. Таким образом, у банка создается основа для долгосрочных отношений с новыми клиентами, которым можно осуществлять повторные продажи продуктов.

• Выгода банка: в линейке предлагаемых услуг появляется новый прозрачный и простой продукт, приносящий стабильный и управляемый комиссионный доход. Для платформы смысл заключается в получении дохода от транзакций. Например, «финансовая платформа», паевой супермаркетом, который станет частью маркетплейса Банка России, с каждой транзакции берет только стандартную комиссия за сделку.

Если сейчас, в момент стремительного роста числа частных инвесторов и объема вкладываемых ими средств на фондовом рынке, воспользоваться окном возможностей и протянуть руку друг другу, то электронные платформы с банками смогут достичь результата, ничуть не менее впечатляющего, чем у зарубежных коллег.

Банковское обозрение

← Возврат к списку публикаций