Различные варианты организации процесса реализации инвестиционных проектов через ПИФ

02.05.2016

Людмила Корнеева
начальник Управления консалтинга и экспертизы сделок
спецдепозитарного обслуживания   АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ЧЕРЕЗ ПИФ

Принятие решения о реализации инвестиционных проектов, и в первую очередь — связанных со строительством и/или использованием уже завершенных объектов недвижимости, через паевой инвестиционный фонд требует урегулирования еще нескольких вопросов: о необходимости и порядке организации контроля инвестором (ами) управляющей компании, которая будет осуществлять доверительное управление имуществом этого фонда, а также выборе этой управляющей компании.
Какие же варианты есть у инвестора?

Поиск уже работающей УК
Преимуществами данного варианта являются:

  1. Максимально короткий срок от момента достижения договоренностей с УК до момента запуска проекта.

    По сути, это срок, который отводится на согласование основных положений Правил доверительного управления ПИФом и их регистрацию Банком России, и может составлять чуть более 25 рабочих дней с даты подачи комплекта документов в ЦБ РФ.

  2. Возможность выбора из всего объема действующих на сегодняшний день управляющих компаний.

    При этом анализ можно проводить по различным параметрам, таким как:

    • размер собственных средств;
    • опыт работы;
    • количество ПИФов в управлении;
    • «специализация» управляющей компании на отдельных типах и категориях ПИФов;
    • наличие в доверительном управлении иных видов активов;
    • штат;
    • структура собственности;
    • наличие/отсутствие привлечения к административной ответственности за нарушение требований к соответствующему виду профессиональной деятельности, и т. д.

    Практически всю эту информацию можно найти в открытых источниках, не обращаясь на первичном этапе сбора данных непосредственно в управляющие компании.

  3. Конкретные предложения по объему вознаграждения УК.

Зачастую управляющие компании сами заинтересованы в получении нового ПИФа в доверительное управление. При этом необходимость предварительного анализа клиента также существует, так как речь идет не только о возможности заработать соответствующее вознаграждение, но и о рисках, которые УК несет в процессе взаимодействия с фондом. Соответственно, и на этот процесс необходимо заложить некоторое время при определении возможных сроков запуска проекта.

К основным недостаткам данного варианта можно отнести отсутствие контроля руководства компании и невозможность 100%-ной сосредоточенности сотрудников на реализации конкретного проекта.

Часто площадкой для обмена информацией о наличии у инвестора проектов, требующих реализации, и заинтересованных управляющих компаний становится специализированный депозитарий, выступающий в роле консультанта по спорным вопросам и конкретным моментам будущего взаимодействия.

Приобретение «готовой» УК
Под приобретением «готовой» УК понимается покупка юридического лица, имеющего лицензию на осуществление доверительного управления инвестиционными фондами, паевыми и негосударственными пенсионными фондами. Важным моментом является оценка срока, в течение которого УК не осуществляет лицензируемый вид деятельности, так как по действующему ныне законодательству такой срок не может быть более полутора лет.

Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — 156-ФЗ), управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

В подавляющем большинстве случаев учредители выбирают организационно-правовую форму ООО, и тогда для смены собственника УК требуется заключение и нотариальное заверение соответствующего договора. Согласно изменениям в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», вступившим в силу 29 декабря 2015 г., доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме смены непосредственных собственников УК встает также вопрос о необходимости смены персонала УК и формирования квалифицированного штата сотрудников, отвечающих соответствующим требованиям действующего законодательства:

Основными плюсами этого варианта являются:

  1. Небольшой срок до возможного начала реализации проекта.
  2. Отсутствие необходимости сбора полного комплекта документов для получения лицензии УК ДУ ПИФом.

Важнейшим минусом проекта является возможное «наследство» от предыдущей деятельности УК.

Для выявления проблем можно провести независимый компетентный аудит деятельности управляющей компании для проверки основных значимых параметров, которые могут повлиять на возникновение административной ответственности или претензий регулятора в какой-то иной форме за действия, совершенные предыдущими собственниками и руководителями УК.

Создание собственной компании и получение лицензии УК ДУ ПИФом Создание собственной управляющей компании является наиболее интересным и актуальным вариантом для инвесторов, планирующих реализовать через ПИФ серьезный и большой инвестиционный проект, поскольку для них вопрос безопасности и контроля является первостепенным. Кроме того, данный вариант позволяет осуществлять полный контроль за действиями сотрудников управляющей компании, обеспечивая в том числе их 100%-ную сосредоточенность на интересующем владельца УК проекте. Наиболее существенным недостатком данного варианта являются временные и финансовые затраты на реализацию этого подготовительного, по сути, этапа инвестиционного проекта.

Основными этапами организации работы ПИФа на базе собственной управляющей компании являются:

  1. Регистрация юридического лица.
  2. Подготовка компании к лицензированию.
  3. Направление в Банк России соответствующего комплекта документов.
  4. Получение бланка лицензии управляющей компании на осуществление доверительного управления инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
  5. Подача в Банк России комплекта документов, необходимых для регистрации Правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
  6. Получение информации о принятом Банком России решении о регистрации ПДУ ПИФом.
  7. Формирование фонда и его последующая работа.

Переход на следующий этап возможен только по окончании предыдущего. Что можно совместить и сделать параллельно:

  • приступить к созданию юридического лица с учетом установленных требований к УК с целью экономии времени на приведение их в соответствие с законодательством;
  • определить параметры будущего фонда и готовить Правила доверительного управления ПИФом в 60-дневный срок рассмотрения Банком России документов на лицензирование УК.

Наиболее простым является первый этап создания и регистрации юридического лица, который ничем не отличается от стандартной процедуры, не зависящей от специфики будущей деятельности компании.

Однако, как было сказано выше, уже на данном этапе можно учесть предъявляемые законодательством требования к УК ДУ ПИФом, чтобы не тратить в дальнейшем время на приведение компании в соответствие данным требованиям.

В частности, можно сразу установить учредительными документами, что уставный капитал компании составляет не менее 80 млн руб., что отвечает действующим на данный момент требованиям, установленным нормативом достаточности собственных средств Указанием Банка России от 21 июля 2014 г. № 3329-У. В настоящий момент активно обсуждается проект изменений такого норматива, который планируется снизить до 20 млн руб., существенно ужесточив требования к активам, которые могут приниматься к расчету собственных средств. Важным моментом при определении итоговой стартовой суммы является то, что в процессе деятельности общества и до начала получения УК дохода от доверительного управления инвестиционными фондами, ПИФами и НПФами размер ее собственных средств каждый месяц будет только уменьшаться (расходы на зарплату, налоги/сборы, комиссию за расчетно-кассовое обслуживание, аренду помещений, оплату государственной пошлины и пр.). В связи с этим рекомендуется сразу определить все планируемые расходы и сформировать уставный капитал управляющей компании с их учетом, исходя из следующей формулы: минимальный размер собственных средств УК = 80 млн руб. + все расходы УК до момента начала получения дохода от деятельности по доверительному управлению.

Если оплата уставного капитала и формирование собственных средств управляющей компании предполагается не денежными средствами, а имуществом, необходимо учитывать, что, как уже было сказано выше, не все имущество может быть принято к расчету, а также то, что согласно Положению о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, утвержденному Приказом ФСФР РФ от 23 октября 2008 г. № 08-41/пз-н, отдельные активы принимаются к расчету с существенным понижающим коэффициентом. В дальнейшем в целях подтверждения стоимости такого имущества при подаче документов на лицензирование в Банк России необходимо будет представить отчет независимого оценщика.

При формировании штата будущей управляющей компании необходимо учесть не только наличие опыта и знаний в интересующей инвестора сфере бизнеса, но и довольно серьезные требования законодательства к профессиональным знаниям и опыту сотрудников, находящихся на всех важнейших отдельных должностях (генеральный директор, контролер, специалист), к предыдущей деятельности учредителей УК и членов совета директоров. Подтверждение части требований осуществляется на основании копий документов, имеющихся на руках у сотрудников, например таких, как соответствующие аттестаты специалиста финансового рынка, трудовые книжки и т. д. Для подтверждения других требований необходимо получение информации из баз, содержащих сведения о совершении конкретным физическим лицом правонарушений в сфере экономической собственности и государственной власти. Пока единого центра получения данной информации нет, поэтому такие справки нужно заказывать заранее, причем в нескольких государственных органах: справку об отсутствии или наличии судимости — в соответствующем информационном центре МВД России (срок выдачи указанной информации составляет до 30 дней с момента подачи соответствующего запроса); запрос на получение информации об отсутствии или наличии сведений в реестре дисквалифицированных лиц — в любой инспекции Федеральной налоговой службы России (срок выдачи — 5 дней).

Выше обращалось внимание на необходимость учитывать размер государственных пошлин, которые необходимо оплатить в целях создания УК. Государственная пошлина взимается за предоставление бланка лицензии — 35 000 руб., которая является обязательным документом в комплекте на лицензирование.

Также законодательством предусмотрены отдельные требования к порядку заверения копий документов, их оформлению в случае представления многостраничных документов, и т. д. Несоблюдение этих требований влечет за собой возможность отказа в выдаче лицензии или возврата документов без рассмотрения. Кроме того, необходимо быть готовым к оперативным ответам на дополнительные запросы Банка России, возможность которых и сроки ответов на которые установлены Инструкцией Банка России от 29 июня 2015 г. № 166-И «О порядке лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, порядке ведения реестра лицензий акционерных инвестиционных фондов, реестра лицензий управляющих компаний и реестра лицензий специализированных депозитариев, порядке уведомления Банка России об изменении сведений о должностных лицах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария».

По завершении процесса, в случае принятия Банком России положительного решения о выдаче лицензии, изготавливается соответствующий бланк, который чаще всего направляется лицензиату по почте на адрес его местонахождения.

В заключение хочется отметить, что выбор любого варианта организации инвестирования требует наличия у инвестора определенных знаний и опыта в сфере финансового рынка, а при отсутствии таких специфических знаний важно найти партнера, обладающего соответствующим опытом. Ролью такого партнера могут стать как помощь в выборе наиболее подходящего варианта организации инвестиций, исходя из имеющихся потребностей, так и в максимально оптимальном выстраивании процесса с целью минимизации финансовых и временных затрат.

← Возврат к списку публикаций