Мониторинг изменений законодательства для НПФ от 03.07.2023
Больше полезной информации и материалов
в Базе знаний ИНФИНИТУМ
Вход в Базу знаний>> Узнать подробнее>>
ФЗ и НПА
Федеральный закон от 24.06.2023 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и статьи 5 и 8 Федерального закона "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450407/
Предусмотрена возможность слияния блокчейн-платформ, выпускающих или обменивающих ЦФА, и финансовых маркетплейсов.
Также установлено, что по сделкам на финансовых платформах с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, покупателями ценных бумаг могут выступать не только потребители финансовых услуг, но и эмитенты облигаций и лица, действующие по их поручению (в отношении облигаций, выпущенных такими эмитентами).
Кроме того, клиентам - физическим лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами, разрешено покупать государственные ценные бумаги субъекта РФ, предусмотренные в подпункте 5 пункта 2 статьи 3.1 Закона "О рынке ценных бумаг", без прохождения тестирования.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Документ официально опубликован 24.06.2023г.
Федеральный закон от 24.06.2023 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450400/
Установлена административная ответственность за незаконное использование иностранных мессенджеров в случаях, предусмотренных законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Определено, что незаконное использование принадлежащих иностранным юридическим
лицам и иностранным гражданам информационных систем и программ, которые используются для обмена электронными сообщениями исключительно между их пользователями и не предусматривают размещение общедоступной информации в сети "Интернет" либо подключение к этим информационным системам и программам иных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до семисот тысяч рублей.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Документ официально опубликован 24.06.2023г.
Федеральный закон от 24.06.2023 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450402/
С 1 сентября 2023 года устанавливается административная ответственность за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети "Интернет"
В частности, вводится ответственность за распространение рекламы в сети "Интернет" без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в сети "Интернет". Правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Начало действия документа - 01.09.2023.
Федеральный закон от 24.06.2023 N 263-ФЗ "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450410/
Подписан закон, устанавливающий предельный срок для окончания исполнительного производства в случае фактического погашения долга
Установлено, что в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство, постановление об окончании исполнительного производства выносится в течение трех дней со дня поступления из ГИС ГМП информации об уплате должником задолженности в полном объеме.
Аналогичный срок установлен для вынесения постановления об окончании исполнительного производства в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые меры по его отысканию оказались безрезультатными, - такое постановление выносится в течение трех дней со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2024 года.
Постановление Правительства РФ от 22.06.2023 N 1018 "О внесении изменений в Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450902/
Дополнен порядок выдачи разрешений Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Предусмотрено, что комиссия выдает разрешения на осуществление (исполнение) обязательств перед держателями еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, путем передачи денежных средств в порядке, определенном разрешениями комиссии, без соблюдения положений пунктов 4, 4.2 и 4.3 Указа Президента от 05.07.2022 N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации".
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Документ официально опубликован – 29.06.2023г.
Приказ Минфина России от 23.06.2023 N 286
"О внесении изменений в пункт 5 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2022 г. N 240 "О временном порядке исполнения государственных долговых обязательств Российской Федерации по государственным ценным бумагам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450465/
Уточнен порядок осуществления Минфином России от имени Российской Федерации выплат по еврооблигациям РФ.
Так, приказом скорректированы действия, осуществляемые НКО АО "Национальный расчетный депозитарий" в целях перечисления держателям еврооблигаций РФ денежных средств.
Документ официально не опубликован.
Приказ Минфина России от 23.06.2023 N 285 "О внесении изменений в перечень документов, подтверждающих права держателей государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 июня 2022 г. N 245 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих права держателей государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте"
Ссылка https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80841.html
Скорректирован перечень документов, подтверждающих права держателей государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В частности, указанный перечень дополнен документами, подтверждающими права держателей еврооблигаций РФ, права на которые учитываются с участием российского депозитария, которому в иностранном депозитарии открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, на котором учитываются еврооблигации РФ, и который не предоставил центральному депозитарию по его запросу информацию об общем количестве еврооблигаций РФ, учитываемых на таком счете на дату фиксации списка владельцев еврооблигаций РФ и лиц, осуществляющих права по еврооблигациям РФ, а также документами российского депозитария, которому в иностранном депозитарии открыт счет владельца российского депозитария и который не предоставил центральному депозитарию по его запросу информацию об общем количестве еврооблигаций Российской Федерации, учитываемых на таком счете на дату фиксации списка.
Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 171/1 (доведена Минфином России 23.06.2023 N 05-06-10/ВН-29781)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450654/
По 30.09.2023 резидентам разрешено осуществление валютных операций, связанных с предоставлением в пользу нерезидентов, не являющихся иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, иностранной валюты по договорам займа.
Решение принято на основании пункта 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях, утвержденных Постановлением Правительства от 06.03.2022 N 295.
Письмо Росфинмониторинга от 19.05.2023 N 01-01-68/11993 "Об отнесении индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450478/
Разъяснены некоторые особенности отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам Закона о ПОД/ФТ.
Сообщается, в частности, что принадлежность индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ) также определяется исходя из условий заключенных (заключаемых) договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках заключенных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
В случае если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, он является субъектом Закона о ПОД/ФТ и на него в полной мере будут распространяться его требования, в том числе и в части постановки на учет в Росфинмониторинге.
Осуществление деятельности по купле-продаже собственного имущества не является основанием для отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам Закона о ПОД/ФТ, и, следовательно, в данном случае его требования на них не распространяются.
ПРОЕКТЫ ФЗ и НПА
Проект Федерального закона N 321728-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма")
Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/321728-8
В третьем чтении рассмотрен законопроект об осуществлении иностранными финансовыми организациями на договорной основе с российскими кредитными и некредитными финансовыми организациями идентификации иностранных клиентов Согласно законопроекту кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг (за исключением профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), оператор инвестиционной платформы, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе поручать на основании договора иностранному банку или иной иностранной финансовой организации проведение идентификации клиента - иностранного гражданина или иностранного юридического лица, представителя иностранного клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновление имеющейся о них информации.
Договор должен содержать условие о передаче в полном объеме сведений, полученных при проведении идентификации, меры ответственности за предоставление недостоверной информации, а также условие о расторжении договора с иностранной организацией в одностороннем порядке, в том числе в случае неоднократного в течение одного года предоставления ею недостоверной информации. На основании полученных сведений российская кредитная организация сможет открыть счет (вклад) иностранному клиенту без личного присутствия иностранного гражданина, открывающего счет (вклад), либо представителя иностранного юридического лица.
Правительство РФ будет утверждать перечень государств (территорий), в которых зарегистрированы иностранные финансовые организации, которым может быть поручено проведение идентификации или обновление указанной информации. В случае исключения государства (территории) из указанного перечня договор на проведение идентификации или обновление информации должен быть расторгнут не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем опубликования соответствующего акта Правительства РФ.
Кроме того, устанавливается обязательный контроль операций с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 50 000 рублей, если они совершаются по поручению клиента - иностранного гражданина, либо на сумму, равную или превышающую 500 000 рублей, если они совершаются по поручению клиента - иностранного юридического лица, при условии что идентификация указанных клиентов была осуществлена иностранной организацией на договорной основе.
Проект 02/04/06-23/00139507 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»"
Ссылка https://regulation.gov.ru/projects#npa=139507
В целях исполнения пункта 33 Плана мероприятий («дорожной карты») по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Белоусовым А.Р. от 13 мая 2021 г. № 4806п-П13 и Председателем Банка России Набиуллиной Э.С. от 13 мая 2021 г. № ПМ-0152/76, подготовлен проект изменении в статью 15 Федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»"
Данный проект перешел на стадию "Уведомление" и находится в статусе "Идет обсуждение".
Проект Федерального закона N 348232-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (текст ко второму чтению)
Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/348232-8
Ко второму чтению подготовлен законопроект о программе формирования долгосрочных сбережений граждан.
Разработан новый инструмент для получения дополнительного дохода после выхода на пенсию или в случае трудных жизненных ситуаций.
Формироваться сбережения будут операторами (НПФ) в том числе за счет взносов, маткапитала, дополнительного софинансирования со стороны государства, дохода от инвестирования этих средств.
Законопроектом устанавливаются в числе прочего порядок гарантийного возмещения по договору долгосрочных сбережений, требования к фонду, осуществляющему деятельность по формированию долгосрочных сбережений, порядок государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (не внесен в ГД ФС РФ)
Ссылка https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80853.html
В законе об обществах с ограниченной ответственностью планируется закрепить возможность выплаты рыночной стоимости доли участника ООО на основании отчета об оценке, выполненного независимым оценщиком.
Предлагается установить, что участником общества или лицом, которому надлежит выплатить участнику общества действительную стоимость его доли в обществе в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", может быть привлечен независимый оценщик для определения ее стоимости. В таком случае действительная стоимость доли участника общества должна быть не ниже цены, определенной независимым оценщиком, по состоянию на дату перехода доли.
Аналогичный подход планируется закрепить для случаев обращения взыскания на долю участника общества по его долгам.
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 67 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)
Ссылка http://www.consultant.ru/law/hotdocs/80852.html
В ГК РФ планируется внести поправки об особенностях определения действительной стоимости доли участника ООО.
Изменения в статью 67 ГК РФ планируется внести в связи с разработкой проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", которым предлагается закрепить возможность привлечения независимого оценщика в целях определения действительной стоимости доли участника ООО.
Проект Федерального закона N 160280-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)
Ссылка http://www.consultant.ru/law/hotdocs/80851.html
Закон вводит понятие "сетевой эффект" - свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность программы, обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее - цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
Закон вводит запрет на действия (бездействие), совершаемые хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой и обеспечивающим посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, при наличии в совокупности определенных условий.
При рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в целях осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписаний может быть назначена экспертиза.
В случае подписания закона он вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Указание Банка России от 15.03.2023 N 6374-У "О порядке опубликования Банком России данных о результатах сопоставления национальных рейтинговых шкал кредитных рейтинговых агентств" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2023 N 73868)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450276/
Установлен порядок опубликования Банком России данных о результатах сопоставления национальных рейтинговых шкал кредитных рейтинговых агентств.
Указанные данные подлежат опубликованию на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" в разделе, содержащем информацию о кредитных рейтинговых агентствах, в виде таблицы. Данные должны публиковаться не реже одного раза в три года начиная с календарного года, в котором настоящее указание вступает в силу.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Начало действия документа - 04.07.2023.
Указание Банка России от 10.01.2023 N 6356-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2017 года N 626-П, Указание Банка России от 15 апреля 2015 года N 3624-У" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2023 N 73833)
Ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450158/
Актуализированы ссылки на нормативные правовые акты Банка России, регулирующие деятельность небанковских кредитных организаций
Речь идет о нормативах достаточности их капитала, а также порядке управления рисками и капиталом.
Настоящее указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Начало действия документа - 03.07.2023.
Официальное разъяснение Банка России от 29.06.2023 N 4-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указа Президента Российской Федерации от 5 июля 2022 года N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации" в части зачисления резидентами денежных средств на зарубежные счета и иностранные электронные средства платежа"
Ссылка http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6220
Банком России даны разъяснения, касающиеся зачисления на зарубежные счета резидентов денежных средств от нерезидентов
Сообщается, что в настоящее время возможно зачисление на иностранные электронные средства платежа и зарубежные счета резидентов денежных средств, полученных от нерезидентов по любым основаниям.
Отмечено при этом, что при зачислении денежных средств по договору займа, причитающихся физлицу-резиденту от нерезидента, необходимо обеспечить получение упомянутых денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках с учетом примечаний 7, 9 и 10 к статье 15.25 КоАП РФ, предусматривающих условия неприменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства.
Информационное письмо Департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России о временных регуляторных послаблениях № 38-5-3/1894 от 30.06.2023г.
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=26226
Решениями Совета директоров Банка России от 29.12.2022 установлены временные регуляторные послабления в том числе в части учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг (далее – профессиональные участники) денежных средств, местом хранения которых является инфраструктура и иностранные брокеры стран, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее – субброкерские схемы взаимодействия в странах ЕАЭС), в расчете пруденциальных нормативов (собственных средств, норматива достаточности капитала и норматива краткосрочной ликвидности).
В этой связи в целях соблюдения пруденциальных нормативов на ежедневной основе профессиональным участникам при реализации субброкерских схем взаимодействия в странах ЕАЭС необходимо учитывать временный характер соответствующих регуляторных послаблений и отсутствие планов Банка России по их продлению.
Проект указания Банка России «О внесении изменений в главу 2 Положения Банка России от 1 марта 2017 года № 580-П»
Ссылка http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/5006
Проект Указания предусматривает исключение из главы 2 Положения Банка России № 580-П положений, предусматривающих Пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект Указания предусматривает вступление в силу Указания по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 11 июля 2023 года и могут быть направлены на E-mail: regulation_DIFP@cbr.ru