Мониторинг изменений законодательства для НПФ от 18.03.2024
ФЗ и НПА
Федеральный закон от 11.03.2024 N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471814/
Президент подписал закон о расчетах цифровыми финансовыми активами во внешней торговле.
Согласно закону утилитарные цифровые права могут использоваться в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами.
В законе о ПОД/ФТ предусмотрено, что операция по передаче утилитарных цифровых прав, и (или) ЦФА, и (или) гибридных цифровых прав подлежит обязательному контролю в случае, если указанные цифровые права используются в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами.
Банк России вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется их выпуск, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего ЦФА.
В Законе "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" предусмотрено, что обеспечение возможности совершения финансовых сделок по приобретению ценных бумаг получателем финансовых услуг допускается только при наличии положительного результата тестирования, за исключением определенных случаев.
Документ опубликован 11.03.2024г.
Начало действия документа - 11.03.2024 (за исключением отдельных положений).
Тема: ЦФА
Федеральный закон от 11.03.2024 N 42-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471808/
Подписан закон о запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов.
Документом закреплены требования о соблюдении иностранным агентом ограничений и запретов, предусмотренных Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Установлен запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Также законом запрещена реклама информационных ресурсов иностранных агентов в средствах массовой информации.
Документ опубликован 11.03.2024г.
Начало действия документа - 22.03.2024.
Тема: Антисанкционные меры
Информация Минфина России от 11.03.2024 "Определены условия для обмена заблокированными активами в соответствии с Указом N 844"
Ссылка https://www.consultant.ru/law/review/208955054.html
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ определила условия для обмена заблокированными активами в соответствии с Указом N 844
Условия опубликованы на сайте организатора торгов ООО "Инвестиционная палата" https://vykupicb.investpalata.ru/.
Сообщается, что расчеты по сделкам (операциям), осуществляемым в соответствии с утвержденными условиями, должны быть завершены в срок до 1 сентября 2024 года.
Тема: Антисанкционные меры
ПРОЕКТЫ ФЗ и НПА
Проект Федерального закона N 576830-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковский деятельности» в связи с внедрением цифрового рубля"
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202403/16/576830-8.pdf
законопроектом предусматривается многоуровневая модель исполнения антиотмывочных требований, предусматривающая вовлечение как кредитных организаций - участников платформы, так и непосредственно оператора платформы (Банка России).
Основной «противолегализационный» функционал будет возложен на оператора платформы (Банк России).
Помимо этого, законопроектом вносится корреспондирующее изменение в статью 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», допускающее отзыв Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с неоднократным в течение года нарушением участником платформы антиотмывочных требований.
Проектом федерального закона предусматривается отложенный срок его вступления в силу - с 1 января 2025 года.
Тема: ПОД/ФТ и ФРОМУ
Проект Указания Банка России о внесении изменений в Положение №798-П о лицензировании
Ссылка https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/5207
основной целью разработки проекта является установление порядка получения страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление ДСЖ, лицензии управляющей компании, в связи с изменением законодательства РФ и наделением с 1 января 2025 года страховых организаций правом осуществлять деятельность управляющей компании в целях осуществления долевого страхования жизни.
Также проектом вносятся юридико-технические изменения, касающиеся совершенствования процедуры допуска с учетом сложившейся практики.
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 26 марта 2024 года и могут быть направлены на E-mail: tarasyukea@cbr.ru
Тема: лицензирование УК ПИФ
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Указание Банка России от 05.02.2024 N 6678-У "О критериях формирования Банком России перечня резидентов, которые обязаны представлять в Банк России информацию, указанную в абзаце пятом части 6 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и порядке доведения до сведения резидентов информации об их включении в указанный перечень" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2024 N 77436)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_472211/
Обновлены критерии формирования перечня резидентов, которые обязаны представлять в Банк России информацию в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле
Документом устанавливаются следующие критерии формирования Банком России перечня резидентов:
резидент и (или) его дочерняя организация являются стороной договоров (контрактов), предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, и принятых на учет уполномоченными банками в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И;
сумма денежных средств, полученных резидентом или дочерней организацией по договорам (контрактам) на свои банковские счета, либо на свои счета в банках, расположенных за пределами территории РФ, за календарный год, предшествующий году формирования перечня резидентов на текущий год, превышает 1 млрд долларов США, или среднемесячное значение суммы задолженности по основному долгу по принятым на учет уполномоченными банками кредитным договорам и договорам займа, подлежащей оплате резидентом или дочерней организацией в пользу нерезидентов, за календарный год, предшествующий году формирования перечня резидентов на текущий год, превышает 1 млрд долларов США.
Со дня вступления в силу настоящего Указания признается утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 10 января 2022 года N 6055-У.
Документ опубликован 11.03.2024г.
Начало действия документа -15.03.2024.
Тема: Антисанкционные меры
Указание Банка России от 05.02.2024 N 6677-У "О составе, форме, сроках и о порядке составления и представления резидентами в Банк России информации об активах и обязательствах, номинированных в иностранной валюте и (или) подлежащих оплате в валюте Российской Федерации и (или) иностранной валюте в пользу нерезидентов резидентами и (или) юридическими лицами, которые являются дочерними хозяйственными обществами указанных резидентов, об обязательствах нерезидентов перед такими резидентами и (или) юридическими лицами"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_472210/
Актуализирован порядок представления резидентами, включенными в формируемый Банком России перечень, информации об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате в иностранной валюте в пользу нерезидентов
Новый порядок утвержден в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 647-ФЗ, которым установлена обязанность резидентов представлять информацию о валютных активах и обязательствах с учетом имеющихся у таких юридических лиц - резидентов дочерних хозяйственных обществ (в том числе находящихся за пределами территории РФ).
Со дня вступления в силу настоящего указания признается утратившим силу Указание Банка России от 10 января 2022 года N 6056-У, которым регулировались аналогичные вопросы.
Документ опубликован 11.03.2024г.
Начало действия документа -15.03.2024.
Тема: Антисанкционные меры
Указание Банка России от 13.12.2023 N 6624-У "О требованиях к порядку представления доверенности в электронной форме, подтверждающей полномочия лица действовать от имени участников финансового рынка, указанных в части 2 статьи 17.2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "Об электронной подписи»
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202403/15/cb_150324-6624.pdf
Банком России актуализированы требования к порядку представления доверенности, подтверждающей полномочия лица действовать от имени финансовой организации
Речь идет о доверенности в электронной форме, подтверждающей полномочия лица действовать от имени участников финансового рынка, указанных в части 2 статьи 17.2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Предусмотрены, в частности, способы представления доверенности, а также требования к участникам финансового рынка о предоставлении необходимой информации о доверенности.
Со дня вступления его в силу признается утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 20 июля 2022 года N 6206-У.
Документ опубликован 15.03.2024г.
Начало действия документа -26.03.2024.
Тема: Деятельность на финансовом рынке
Разъяснения Банка России от 14.03.2024 "Изменение порядка рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан (применение Федерального закона от 4 августа 2023 года N 442-ФЗ)" (вопросы-ответы)
Ссылка https://www.cbr.ru/explan/442-fz/
Банком России подготовлены ответы на вопросы, касающиеся изменений в порядке рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан
С 1 июля 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 442-ФЗ, согласно которому поступившее в Банк России обращение физического лица о нарушении какой-либо финансовой организацией его прав в течение 7 рабочих дней направляется для рассмотрения в финансовую организацию, действия (бездействие) которой обжалуются.
Сообщается, в частности, что Федеральным законом N 442-ФЗ установлена обязанность финансовых организаций отвечать на поступающие обращения заявителей в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения (если иной срок не предусмотрен законодательством для отдельной категории обращений). В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
Финансовая организация, рассмотрев перенаправленное из Банка России обращение, должна направить в Банк России копию ответа на него и копии уведомлений, предусмотренных Федеральным законом N 442-ФЗ, в день их направления заявителю.
Тема: Деятельность на финансовом рынке
Информация Банка России от 11.03.2024 "Выкуп иностранных ценных бумаг" (вопросы-ответы)
Ссылка https://cbr.ru/faq/foreign_securities/
Банком России подготовлены ответы на некоторые вопросы о выкупе иностранных ценных бумаг в рамках Указа N 844.
В частности, разъяснено, какие ценные бумаги участвуют в выкупе, как подать заявку на их продажу, как будет рассчитываться начальная стоимость иностранных ценных бумаг, можно ли предъявлять к выкупу заблокированные иностранные бумаги, переданные в доверительное управление, и как будет происходить процесс выкупа заблокированных бумаг.
Предполагается, что процесс выкупа иностранных бумаг завершится до 1 сентября 2024 года.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ СРО
Приказ президента НАУФОР от 12 марта 2024 года № 83-ПП
«Об утверждении форм отчетности управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=27966
На основании вышеуказанного приказа НАУФОР определены следующие сроки сдачи анкет УК в НАУФОР в 2024 году:
· анкета за 2023 год - не позднее 15.04.2024;
· анкета за I квартал 2024 года - не позднее 13.05.2024;
· анкета за II квартал 2024 года - не позднее 07.08.2024;
· анкета за III квартал 2024 года - не позднее 08.11.2024.
Анкета за IV квартал не представляется.
НАУФОР доработала форму квартальной (годовой) отчетности, которую ассоциация регулярно получает от управляющих компаний в том числе в целях оценки общей картины состояния индустрии УК, определения приоритетных направлений работы СРО и выработки подходов к решению задач, стоящих перед отечественным рынком коллективных инвестиций.
В целях конкретизации данных в анкету добавлены показатель количества уникальных владельцев инвестиционных паев ПИФ, добавлена возможность указать ПИФ как вид владельца инвестиционных паёв.
В отдельный пункт выделены сведения об индивидуальных инвестиционных счетах с разбивкой на открываемые по основании лицензии профучастника и в рамках деятельности УК (ИИС-ПИФ) - в связи с появлением с 2024 года такой категории ИИС.
В анкете отражена и ситуация с заблокированными активами - таблицы дополнены сведениями о наличии в фонде заблокированных активов и их суммарной стоимости.
В дополнение к показателю «Бенчмарк/эталон» вводится графа «Фонд следует за индикатором», которое предполагает, что УК реализует инвестиционную стратегию пассивного управления.
Перечень критериев выявления сделок/операций, имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=27915
Рабочая группа НАУФОР по вопросам противодействия злоупотреблениям на рынке ценных бумаг разработала перечень критериев для выявления сделок, имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.
Критерии были представлены в Департамент инфраструктуры финансового рынка Банка России, который не выявил регуляторных ограничений в их использовании. Подготовка перечня критериев проводилась в соответствии с разработанным ранее Сборником типологий недобросовестных и неправомерных практик, связанных с осуществлением сделок с финансовыми инструментами на рынке ценных бумаг.
Критерии разработаны в целях оказания методологической помощи членам НАУФОР и исполнения ими требований законодательства и нормативных требований в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в том числе, в части выявления потенциально нестандартных операций для юридических лиц, являющихся участниками организованных торгов.