Мониторинг изменений законодательства для НПФ от 18.11.2024
ФЗ и НПА
Указ Президента РФ от 14.11.2024 N 978 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490357/
Продлен срок действия запрета на совершение ряда операций с нерезидентами без разрешения Банка России, предусмотренного Указом N 126
Согласно общему правилу, предусмотренному пунктом 2 Указа N 126, резиденту требуется разрешение на оплату доли, вклада, пая в имуществе юрлица-нерезидента, а также на осуществление взноса нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества в форме капвложений.
Действие данного положения было ограничено 31 декабря 2024 года. Теперь его действие продлено до 31 декабря 2025 года.
Начало действия документа - 14.11.2024.
Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 29-04-05/81424 «О применении Указа Президента РФ от 08.09.2022 N 618»
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490269/
Минфин разъяснил особый порядок осуществления сделок с долями в уставных капиталах ООО.
Сообщается, что порядок, установленный пунктом 1 Указа Президента от 08.09.2022 N 618, не распространяется на сделки (операции), не влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах ООО (за исключением кредитных и некредитных финансовых организаций), зарегистрированных в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.
Подчеркивается, что настоящее письмо не является официальным разъяснением, предусмотренным Указом N 618.
ПРОЕКТЫ ФЗ и НПА
Законопроект № 496225-8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части защиты физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, и повышение их доверия к рынку капитала)
Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/496225-8
Госдума РФ приняла закон о новых требованиях для признания инвесторов квалифицированными.
Государственная Дума РФ на заседании 12 ноября приняла в третьем чтении федеральный закон, пересматривающий критерии для признания физических лиц квалифицированными инвесторами и уточняющий порядок совершения отдельных сделок неквалифицированными инвесторами.
К ранее действующим критериям признания квалифицированными инвесторами, таким как размер имущества, опыт совершения финансовых сделок, опыт работы в финансовых организациях, добавлены новые - получение лицом регулярного дохода не ниже определенного размера, наличие у него определенного образования или ученой степени, успешное прохождение экзамена, подтвержденное соответствующим аттестатом или сертификатом.
Предполагается, что все количественные значения указанных критериев будут установлены нормативным актом Банка России, причем требования к размеру имущества и периодическому доходу могут быть снижены по сравнению с общими требованиями в случае наличия у лица определенного образования или ученой степени, либо в случае положительного результата специального тестирования для отдельных видов ценных бумаг и финансовых сделок.
В законопроекте предполагается, что лица, получавшие статус квалифицированного инвестора до вступления в силу новых требований, сохранят указанный статус без необходимости его дополнительного подтверждения. В настоящее время уже анонсировано повышение Банком России требований в размеру имущества физического лица для признания его квалифицированным инвестором с 6 млн рублей до 12 млн рублей с 1 января 2025 года, и до 24 млн рублей с 1 января 2026 года.
Закон уточняет ряд требований к проведению тестирования неквалифицированных инвесторов для доступа к приобретению сложных финансовых инструментов: вводится новый вид тестов для приобретения облигаций, обеспеченных залогом денежных требований, устанавливается срок действия положительного результата тестирования - 5 лет с даты получения указанного результата, либо с даты совершения сделки с соответствующим финансовым инструментом.
Уточняются и условия совершения сделок со сложными финансовыми инструментами в отсутствие положительного результата тестирования - брокер будет вправе совершать такие сделки после предупреждения инвестора об их повешенном риске и получении согласия инвестора с таким риском на общую сумму не более 300 тыс. рублей в год (сейчас разрешенный размер составляет 100 тыс. рублей).
Также закон уточняет некоторые параметры простых облигаций со структурным доходом, которые могут предлагаться неквалифицированным инвесторам после положительного результата тестирования (или в отсутствие положительного результата, но на общую сумму, не превышающую 300 тыс. рублей в год). В случае, если размер дохода по облигациям зависит от индикатора денежного рынка, например, от ключевой ставки Банка России, допускается использование не только средних значений такого индикатора за период, но и точных значений на определенную дату, предшествующую дате начала расчетного периода не более чем на пять рабочих дней.
В законопроекте уточняется приемлемая форма зависимости дополнительного дохода по облигациям от изменения значения базового актива - к простой линейной зависимости добавляется возможность ее ограничения определёнными значениями, либо выражения ее в виде заранее фиксированной суммы, подлежащей уплате при достижении базовым активом заранее определенных значений. К числу приемлемых базовых активов добавлены паи ETF, допущенные к обращению в РФ, либо не допущенные к обращению, но соответствующие критериям, которые будут определены Банком России.
Проект Федерального закона N 765582-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202411/12/fz_121124-765582.pdf
Предлагается результаты аудита консолидированной финансовой отчетности включать в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), размещенный на сайте ФНС
В настоящее время доступ к консолидированной финансовой отчетности (КФО) организаций ограничен в связи с тем, что ее раскрытие осуществляется в ряде разрозненных источников, доступ к которым может быть затруднен в силу ограниченной функциональности или недоступности интернет-сайтов составителей отчетности.
Согласно пояснению разработчиков законопроекта его целью является сбор КФО в единый централизованный ресурс и предоставление этой отчетности пользователям с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.
Законопроектом, в частности, вводится обязанность аудиторской организации, составившей аудиторское заключение и (или) иной документ по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, представить в налоговый орган соответствующие документы (информацию) в целях формирования ГИРБО в установленные сроки.
Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Сводная таблица предложений и замечаний по проекту указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 2 декабря 2020 года № 5642-У»
Ссылка https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/6378/comment
Банком России подготовлена Сводная таблица предложений и замечаний по проекту указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 2 декабря 2020 года № 5642-У», представленных в ходе публичного обсуждения в целях проведения оценки регулирующего воздействия Проекта с 07.06.2024 по 21.06.2024 включительно.
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Указание Банка России от 01.10.2024 N 6882-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 23 декабря 2021 года N 6023-У" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2024 N 80042)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490346/
Актуализированы требования к правилам доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого не предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов
Внесены поправки с целью реализации положений федеральных законов от 19.12.2023 N 600-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 25.12.2023 N 631-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указание Банка России от 01.10.2024 N 6885-У "O ценных бумагах и производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2024 N 80034)
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202411/14/cb_141124-6885.pdf
С 1 января 2025 года устанавливается новый перечень ценных бумаг и производных финансовых инструментов, предназначенных для квалифицированных инвесторов
Со дня вступления в силу настоящего указания утратит силу аналогичное Указание Банка России от 09.01.2023 N 6347-У.
Положение Банка России от 02.10.2024 N 843-П "О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2024 N 80059)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_487994/
Утверждены формы раскрытия информации в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников РЦБ, АИФ, организаторов торговли, клиринговых организаций, специализированных депозитариев ИФ, ПИФ, НПФ и их управляющих компаний, страховых брокеров, БКИ и КРА.
Положение не распространяется: на организации, совмещающие свою деятельность с деятельностью кредитной организации; клиринговые организации, являющиеся кредитными организациями; страховые организации, имеющие лицензии на осуществление добровольного страхования жизни и лицензии на осуществление деятельности по управлению ИФ, ПИФ, НПФ.
Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.
Положение Банка России от 23.09.2024 N 842-П "О требованиях к заявлениям, предусмотренным абзацем первым пункта 13.5 статьи 7 и пунктами 1 и 1.2 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией таких заявлений и прилагаемых к ним документов и (или) сведений, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения, а также порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2024 N 80006)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_490180/
Банк России обновил требования к заявлениям, подаваемым в межведомственную комиссию при Банке России в рамках ПОД/ФТ
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Закон о ПОД/ФТ), определены требования к:
заявлению, предусмотренному абзацем первым пункта 13.5 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ;
заявлению об отсутствии оснований для применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона о ПОД/ФТ;
заявлению о пересмотре решения Банка России об отсутствии оснований для изменения заявителю высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
Кроме того, указание содержит порядок и сроки рассмотрения представленных заявлений и прилагаемых к ним документов (сведений), а также порядок принятия решений по результатам такого рассмотрения.
Признано утратившим силу Положение Банка России от 23.06.2022 N 795-П.
Обращаем внимание на необходимость проведения целевого инструктажа по вступившему в силу нормативно-правовому акту в сроки, установленные ПВК ПОД/ФТ.
Информационное письмо Банка России от 13.11.2024 № 52-3-14/123 «Об информировании клиентов о порядке «трансформации» ИИС»
Ссылка https://naufor.ru/download/2024/902.pdf
Департамент стратегического развития Банка России просит обратить внимание на целесообразность информирования клиентов, с которыми заключены договора на ведение ИИС, о необходимости подачи двух заявлений в случае принятия ими решения "трансформации" ИИС в ИИС-3, в течение календарного года с момента принятия такого решения.