Мониторинг изменений законодательства для НПФ от 23.12.2024
ФЗ и НПА
Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1772
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 295"
Расширен перечень сделок (операций), на осуществление которых необходимо получение разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ
Тема - Антисанкционные меры
ПРОЕКТЫ ФЗ и НПА
Проект Указания Банка России "О дополнительных требованиях к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав"
Ссылка https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/6407
Планируется установить дополнительные требования к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав.
Право регулятора установить такие требования предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2024 N 221-ФЗ.
В проекте говорится, что в качестве цифровых прав могут быть квалифицированы иностранные цифровые права, которые не включают денежные требования в иностранной валюте недружественной страны, и (или) возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, и (или) право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, если эмитент или обязанное по указанным эмиссионным ценным бумагам лицо является иностранным лицом - резидентом недружественной страны.
Указанные иностранные цифровые права могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав при условии их одновременного соответствия определенным проектом требованиям.
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 1 января 2025 года и могут быть направлены на E-mail: sazonovaYUA@cbr.ru
Тема - ЦФА
Законопроект № 557693-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения эффективности механизма закрытых паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов)
Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/557693-8
Законопроект принят в третьем чтении.
Теперь правилами доверительного управления ПИФ для квалифицированных инвесторов могут быть предусмотрены классы паев, удостоверяющих разные права. Такие правила должны предусматривать уникальные условные обозначения паев разных классов, позволяющие отличать их друг от друга.
Паи разных классов могут удостоверять разный объем прав на получение дохода от доверительного управления ПИФ, в том числе разные сроки, периодичность выплаты и размер такого дохода. Вместе с тем паи одного класса должны удостоверять одинаковые права.
Кроме того, паи определенного класса могут предоставлять при принятии решения общим собранием владельцев паев количество голосов, не соответствующее количеству этих паев.
Паи хотя бы одного класса должны предоставлять их владельцам право голоса при принятии решения общим собранием владельцев паев по всем вопросам компетенции общего собрания владельцев паев. Если паи определенного класса не предоставляют право голоса при принятии решения по вопросам компетенции общего собрания, то должно предусматриваться право их владельцев на получение дохода от доверительного управления этим фондом.
Изменение типа ПИФ с паями разных классов не допускается.
Таким образом, законом фактически введен механизм привлечения инвесторов с размещением им инвестиционных паев разных классов, включая голосующие (обыкновенные) и не голосующие (привилегированные) паи, по аналогии с обыкновенными и привилегированными акциями акционерных обществами.
Законопроектом среди прочего также устанавливается:
увеличение предельных сроков действия договора доверительного управления ЗПИФ для квалифицированных инвесторов с 15 до 49 лет с начала срока формирования;
дополнительные требования к порядку созыва и проведения общего собрания владельцев паев ЗПИФ;
порядок конвертации паев ЗПИФ для квалифицированных инвесторов;
право специализированного депозитария, осуществляющего прекращение ЗПИФ, в одностороннем порядке отказаться от договора с оценщиком;
обязанность управляющей компании ЗПИФ для квалифицированных инвесторов обеспечить надлежащее содержание имущества, входящего в состав этого фонда, в том числе нормальную и безопасную эксплуатацию такого имущества, пользование либо сохранность такого имущества в соответствии с целями его приобретения, если такое имущество не было передано на хранение специализированному депозитарию;
возможность совмещения доверительного управления ЗПИФ с деятельностью в качестве единоличного исполнительного органа личного фонда;
запрет на предложение паев и акций, ограниченных в обороте, неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы, а также лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами.
Проект указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросу одновременного применения кредитных рейтингов от двух кредитных рейтинговых агентств»
Ссылка https://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/6405
Проект указания устанавливает требования об обязательном наличии двух кредитных рейтингов в отношении облигаций с повышенным уровнем риска (бессрочные облигации, облигации со сложной структурой выплачиваемого купона и т.д.), принимаемых к расчету собственных средств негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ (далее – УК). Наличие двух кредитных рейтингов у указанных облигаций необходимо вследствие сложности их рейтингового анализа и необходимости дополнительного независимого подтверждения их уровня кредитного качества. Указанные требования особенно актуальны также в текущих условиях ограниченного раскрытия информации эмитентами, когда НПФ и УК зачастую не имеют доступа к информации, необходимой для самостоятельного анализа соответствующих облигаций.
Действие Указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросу одновременного применения кредитных рейтингов от двух кредитных рейтинговых агентств» будет распространяться на НПФ и УК, планируемый срок вступления в силу – по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Новые требования не будут распространяться на облигации, приобретенные НПФ и УК до дня вступления в силу соответствующих изменений.
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 10 января 2025 года и могут быть направлены на E-mail: regulation_DIFP@cbr.ru
Тема - Управление рисками
Проект указания Банка России «О требованиях к содержанию базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов»
Ссылка http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/6400
Целью разработки Проекта является приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации отдельных требований к содержанию базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее по отдельности – базовый стандарт защиты клиентов).
Проект подготовлен взамен Указания Банка России от 26.10.2017 № 4585-У «О требованиях к содержанию базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров, управляющих, депозитариев, регистраторов».
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 29 декабря 2024 года и могут быть направлены на E-mail: proshinaa01@cbr.ru
Тема – защита прав инвесторов
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Информационное сообщение Банка России от 20.12.2024 "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых"
Ссылка https://www.cbr.ru/press/pr/?file=20122024_133000key.htm
Банк России оставил ключевую ставку на уровне 21,00% годовых.
Сообщается, в частности, что произошло более существенное ужесточение денежно-кредитных условий, чем предполагало октябрьское решение по ключевой ставке, чему способствовали автономные от денежно-кредитной политики факторы. По оценке Банка России, с учетом значительного роста процентных ставок для конечных заемщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом дальнейшей динамики кредитования и инфляции.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 14 февраля 2025 года.
Тема – деятельность на фин.рынке
Указание Банка России от 05.11.2024 N 6924-У "О порядке отнесения имущества страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, кредитной организации к ликвидному имуществу и определения его достаточности для удовлетворения требований кредиторов страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, кредитной организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2024 N 80507)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_493590/
Указанием предусмотрены действия конкурсного управляющего при отнесении имущества финансовой организации к ликвидному имуществу.
Начало действия документа - 30.12.2024.
Банк России опубликовал график представления отчетности в формате XBRL для профучастников рынка ценных бумаг и УК ПИФ в 2025 году.
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=29392
С отчетной даты 1 января 2025 года представляется надзорно-статистическая отчетность на Таксономии 6.1, с 31 марта - бухгалтерская (финансовая) отчетность на Таксономии 6.3.
Отчетный период, начиная с которого необходимо представлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами на Таксономии 6.1 при условии вступления в силу Указания №6789-У - январь 2025 года.
Тема – Отчетность
Информационное письмо Банка России о типовых нарушениях при представлении отчетных форм.
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=29416
В рамках анализа предоставленной в Банк России профессиональными участниками рынка ценных бумаг и кредитными организациями Отчетности Департаментом инфраструктуры финансового рынка Банка России выявлены факты отражения в ней некорректных сведений.
В целях предоставления отчитывающимися организациями корректных сведений в Отчетности, Департамент просит НАУФОР проинформировать своих членов о следующих типовых нарушениях, допускаемых организациями при представлении отчетных форм.
Тема – Отчетность
ИНФОРМАЦИЯ ОТ СРО
НАУФОР утвердила список компаний, в которых в 2025 году проведет плановые проверки.
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=29412
В него вошли 103 организации и ИП.
НАУФОР как саморегулируемая организация контролирует соблюдение своими членами требований базовых и внутренних стандартов, применяя риск-ориентированный подход.
В 2024 году НАУФОР провела всего 283 проверки, из них плановых - 108. Ряд проверок продолжается.
НАУФОР опубликовала разъяснение о единстве методов определения стоимости активов, входящих в состав имущества разных паевых инвестиционных фондов и (или) акционерных инвестиционных фондов, находящихся под управлением одной управляющей компании.
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=29390
Разъяснение подготовлено в связи с запросами, поступающими от членов НАУФОР.
В документе поясняется, что установление в Правилах определения СЧА различных паевых инвестиционных фондов и (или) акционерных инвестиционных фондов, находящихся под управлением одной управляющей компании, различного срока, в течение которого может применяться отчет оценщика в целях определения стоимости чистых активов (стоимости активов) паевых инвестиционных фондов (акционерных инвестиционных фондов), не является нарушением пункта 1.18 Указания №3758-У (от 25.08.2015 № 3758-У «Об определении стоимости чистых активов инвестиционных фондов, в том числе о порядке расчета среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и чистых активов акционерного инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, стоимости имущества, переданного в оплату инвестиционных паев».)
НАУФОР предлагает поучаствовать в сборе замечаний к Проекту Указания Банка России «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросу одновременного применения кредитных рейтингов от двух кредитных рейтинговых агентств».
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=29397
Проект устанавливает требования об обязательном наличии двух кредитных рейтингов в отношении облигаций с повышенным уровнем риска (бессрочные облигации, облигации со сложной структурой выплачиваемого купона и т.д.), принимаемых к расчету собственных средств НПФ и УК ПИФ (НПФ).
Как поясняет регулятор, наличие двух кредитных рейтингов необходимо вследствие сложности рейтингового анализа таких облигаций и необходимости дополнительного независимого подтверждения их уровня кредитного качества, что особенно актуально в текущих условиях ограниченного раскрытия информации эмитентами, когда НПФ и УК зачастую не имеют доступа к информации, необходимой для самостоятельного анализа соответствующих облигаций.
В случае принятия решения участвовать в сборе предложений, заполненную форму необходимо направить в срок до 27.12.2024г. на почту Павлу Седельникову sedelnikov@naufor.org.