Мониторинг измененийо законодательства для СК от 31.07.2023
ФЗ и НПА
Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452645/
Подписан закон о внедрении цифрового рубля.
В частности, за Банком России закрепляется статус оператора платформы цифрового рубля, предусматриваются порядок организации и обеспечения Банком России функционирования указанной платформы, особенности взыскания цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника.
Кроме того, к иностранной валюте приравнивается национальная денежная единица иностранного государства, выпускаемая в цифровой форме национальным центральным банком или иным органом иностранного государства.
Оговаривается, что привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не осуществляется.
Официально опубликовано 24 июля 2023г.
Закон вступает в силу с 1 августа 2023 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"
Подписан закон о порядке расчетов цифровыми рублями
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452638/
В частности, предусмотрено, что расчеты цифровыми рублями осуществляются путем их перевода Банком России в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством о национальной платежной системе.
Также установлено, что правила статьи 1128 ГК "Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках" применяются к Банку России, который осуществляет открытие и ведение счетов цифрового рубля. Порядок совершения завещательных распоряжений цифровыми рублями будет определяться Правительством по согласованию с Банком России.
Официально опубликовано 24 июля 2023г.
Закон вступает в силу с 1 августа 2023 года, за исключением пункта 1 статьи 3 закона.
Федеральный закон от 24.07.2023 N 347-ФЗ "О внесении изменения в статью 453 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452647/
Уточнены правила о последствиях изменения или расторжения договора
Согласно поправкам в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.
Официально опубликовано 24 июля 2023г.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 24.07.2023 N 351-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452654/
В ГК РФ внесены поправки об общем имуществе собственников недвижимых вещей.
Установлено, что собственникам недвижимых вещей, расположенных в пределах общей территории и связанных физически или технологически либо расположенных в здании или сооружении, принадлежит на праве общей долевой собственности имущество, использование которого предполагалось для удовлетворения общих потребностей таких собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, а также имущество, приобретенное, созданное или образованное в дальнейшем для этой же цели (общее имущество).
Доля в праве общей собственности на общее имущество, принадлежащая собственнику одной недвижимой вещи, пропорциональна площади принадлежащей ему соответствующей недвижимой вещи. Предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на недвижимую вещь, не может быть выделена в натуре и не может быть отчуждена отдельно от права собственности на недвижимую вещь.
Также законом определяются особенности владения, пользования и распоряжения общим имуществом и порядок участия собственника недвижимой вещи в расходах и издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Кроме этого, поправками закреплена возможность преобразования гаражного кооператива в товарищество собственников недвижимости.
Официально опубликовано 24 июля 2023г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года. Положения ГК РФ в редакции настоящего закона применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/200599-8
Закон, принятый Государственной Думой, вводит единый порядок рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг. Это будет стимулировать участников рынка не допускать недобросовестных практик и нарушений прав клиентов.
Федеральный закон вступает в силу c 1 июля 2024 года.
ПРОЕКТЫ ФЗ и НПА
Проект Федерального закона N 407517-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах"
Ссылка https://www.consultant.ru/law/hotdocs/81170.html
Законопроектом, в частности, предлагается предусмотреть, что перечень отдельных видов товаров и нормативы (порядок определения нормативов) в отношении количества товаров, продажу которых хозяйствующие субъекты должны осуществлять на организованных торгах, могут устанавливаться Правительством. Если федеральными законами не предусмотрено иное, указанные нормативы не могут превышать 25% от объема производства хозяйствующим субъектом соответствующего вида товара.
Предусмотрено, что Правительством должны быть определены критерии, при соответствии которым на хозяйствующие субъекты распространяются установленные нормативы (порядок определения нормативов), компетентный орган, уполномоченный осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами установленных формативов (порядка определения нормативов), а также могут быть установлены условия и порядок уменьшения указанными хозяйствующими субъектами объема продаж товаров на организованных торгах.
Помимо прочего, предусмотрены и следующие новшества:
с 50 до 5 миллионов рублей снижается минимальный размер собственных средств для торговой системы, оказывающей услуги по проведению торгов только на товарном рынке;
для торговых систем с минимальным размером собственных средств в 5 миллионов предлагается установить квалификационные требования на уровне нормативного акта Банка России;
товарные торговые системы освобождаются от обязанности организации внутреннего аудита, если нормативным актом Банка России не установлено иное;
устанавливается, что товарная торговая система не вправе оказывать услуги по проведению организованных торгов на финансовом рынке.
Законопроектом предусмотрены и иные регуляторные послабления.
Проект Федерального закона N 406984-8 "Об администраторах финансовых индикаторов"
Ссылка https://www.consultant.ru/law/hotdocs/81169.html
Согласно законопроекту финансовый индикатор – это определяемый на регулярной основе показатель, являющийся ориентиром для определения цены товара, иного имущества, включая финансовые инструменты, величины процентной ставки, величины риска, курса валюты или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Устанавливаются полномочия Банка России по регулированию, контролю и надзору в сфере деятельности администраторов финансовых индикаторов.
Вводится также в том числе понятие "администратор финансовых индикаторов" - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению финансовых индикаторов и распространению (предоставлению) информации о них, сведения о котором внесены Банком России в реестр администраторов финансовых индикаторов.
Проект Указания Банка России «О форме (формате) и порядке направления инсайдерами в Банк России уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается»
Ссылка https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/5028
Проект предусматривает направление уведомления о нераскрытии инсайдерской информации (далее – Уведомления) исключительно форме электронного документа (исключается направление Уведомлений в бумажной форме) и устанавливает электронные форматы предоставления Уведомлений.
Кроме того, в целях оптимизации и синхронизации регуляторной нагрузки на инсайдеров Проектом предусмотрено, что в случае направления инсайдером, являющимся эмитентом уведомления в Банк России по форме, предусмотренной для направления уведомления в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах (указание Банка России, разрабатываемое взамен Указания № 5096-У), Уведомление не направляется, если оно содержит идентичную по форме, объему и содержанию информацию, соответствующую инсайдерской информации при условии соблюдения требований к формату Уведомления, направляемого в Банк России, предусмотренного Проектом.
Предполагаемый срок вступления в силу Проекта – по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 6 августа 2023 года и могут быть направлены на E-mail: bns@cbr.ru.
Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 21 сентября 2021 года № 5936-У «О порядке осуществления Банком России надзора за соблюдением банками и операторами финансовых платформ порядка размещения и обновления сведений, указанных в пункте 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Ссылка https://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/5029
Проект указания корректирует ссылки в преамбуле и пункте 1 Указания Банка России № 5936-У на статью 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая признана утратившей силу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона № 572-ФЗ.
Указанные ссылки заменены на подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 572-ФЗ, согласно которому устанавливается порядок размещения и обновления сведений в единой биометрической системе.
Также в связи с использованием обновленной терминологии в рамках Федерального закона № 572-ФЗ по тексту проекта указания внесены корреспондирующие изменения, связанные с приведением в соответствие терминологии, применяемой при упоминании единой биометрической системы.
Проект указания не меняет состав субъектов, на которых распространяются требования Указания Банка России № 5936-У, а также не оказывает влияния на операционную деятельность поднадзорных организаций и не требует доработки их автоматизированных систем.
Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 6 августа 2023 года и могут быть направлены на E-mail: chernodedai@cbr.ru, karaulovda@cbr.ru
Проект 04/15/07-23/00140410 Положения Банка России "О требованиях к обеспечению защиты информации для участников платформы цифрового рубля"
Ссылка https://regulation.gov.ru/projects#npa=140410
Проект Положения определяет требования к обеспечению защиты информации для участников платформы цифрового рубля, которые должны выполнять участники платформы цифрового рубля, являющиеся кредитными организациями.
Проектом предусматриваются в том числе требования к: размещению объектов информационной инфраструктуры, используемых при осуществлении операций с цифровыми рублями; определению состава и порядка применения организационных мер защиты информации, а также состава и порядка использования технических средств защиты информации; использованию средств криптографической защиты информации; применению электронной подписи участниками платформы цифрового рубля.
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Официальное разъяснение Банка России от 26.07.2023 N 6-ОР "О разъяснении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" и Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 года N 138 "О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453001/
Разъяснены отдельные положения антикризисных указов Президента РФ.
Речь идет об указах от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" и от 03.03.2023 N 138 "О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг".
Сообщается, что в случае, предусмотренном пунктом 8 Указа N 95, исполнение обязательств перед резидентами, нерезидентами, не являющимися лицами недружественных иностранных государств, и КИК по ОФЗ и иным ценным бумагам, перевод учета прав на которые в российские депозитарии не был осуществлен в соответствии с Законом от 14.07.2022 N 319-ФЗ, осуществляется в порядке, предусмотренном Указом N 95, то есть путем зачисления денежных средств на банковский счет типа "С", с соблюдением особенностей, установленных для исполнения государственных долговых обязательств РФ, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Разъяснение применяется с даты его размещения на официальном сайте Банка России.
Выписка из решения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 24 июля 2023 года N 176/3 (доведена Минфином России 12507.2023 N 05-06-10/ВН-35001)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453141/
Рассмотрен вопрос о выдаче подкомиссией разрешений российским юридическим лицам, имеющим обязательства, связанные с еврооблигациями, на исполнение обязательств перед их держателями, права которых учитываются российскими депозитариями, без соблюдения положений Указа N 430.
Принято решение исходить, как правило, из целесообразности выдачи таких разрешений, при условии что на дату подачи российским юридическим лицом заявления на выдачу указанного разрешения отсутствует просроченная задолженность по еврооблигациям, обязательства перед держателями еврооблигаций – резидентами, права которых учитываются иностранным депозитарием, исполняются российскими юридическими лицами, в том числе в порядке, установленном Указом Президента от 08.08.2022 N 529, при соблюдении одного из критериев.
Письмо Банка России от 21.07.2023 N 38-1-4/2195 "О порядке применения требований Указа N 95 в отношении иностранных граждан с ВНЖ"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453144/
Разъяснен порядок применения Указа N 95 в отношении иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство.
Сообщается, что для целей применения этого указа такие иностранные граждане не являются иностранными кредиторами, поименованными в пункте 1 данного указа. В этой связи в случае предоставления в депозитарий документов, подтверждающих приобретение депонентом - иностранным гражданином статуса валютного резидента, ввиду утраты основания для учета прав такого лица на ценные бумаги на соответствующем счете депо типа "С", открытом во исполнение требований Указа N 95 и Решения Совета директоров Банка России от 21.11.2022, депозитарий должен прекратить статус счета депо типа "С" для учета прав на ценные бумаги такого лица.
Учетные записи депозитария, внесенные в его учетную систему в период, когда он применял к счету депо режим счета типа "С", должны содержать информацию о таком применении.
Депозитарий отражает в учетных записях факт прекращения статуса счета депо типа "С" в отношении счета депо депонента с указанием даты такого прекращения при поступлении подтверждающих сведений и документов.
ИНФОРМАЦИЯ СРО
НАУФОР внесла изменения во внутренний стандарт порядка определения СЧА ПИФ и стоимости инвестиционного пая
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=26382
Совет директоров НАУФОР на заседании 25 июля утвердил изменения во внутренний стандарт НАУФОР порядка определения стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и стоимости инвестиционного пая.
Уточнения касаются:
· Приложения № 1 - вносятся изменения в Приложение А в части оценки облигаций международных компаний и долговых ценных бумаг международных финансовых организаций и иностранных государств;
· Приложения № 5 - в связи с поздним для ряда УК временем публикации ставки RUONIA Банком России, а также техническим исключением ставки MosPrime (прекращением ее расчета с 1 июля 2023 года) в приложение фиксируется возможность использования в качестве безрисковой ставку RUSFAR.
Стандарт НАУФОР порядка определения СЧА ПИФ устанавливает стандарты определения справедливой стоимости активов АИФ и ПИФ, критерии признания их активов и обязательств, порядок расчета величины резерва на выплату вознаграждения, порядок корректировки стоимости для учета кредитного риска.
К 1 сентября 2023 года все управляющие компании должны привести свою деятельность в соответствии с ней.