Мониторинг изменений законодательства для СК от 14.04.2025
Мониторинг изменений законодательства для СК от 14.04.2025
ФЗ и НПА
Федеральный закон от 07.04.2025 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502580/
С 1 июля 2025 года вступает в силу закон об электронном документообороте и дистанционном участии в производстве по делам об административных правонарушениях.
В частности, согласно закону заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу об административном правонарушении в суд посредством Единого портала госуслуг, либо информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систем электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В том числе закрепляется порядок участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2025 года.
Федеральный закон от 07.04.2025 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502581/
Подписан закон о переходе критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения.
Закреплена обязанность субъектов критической информационной инфраструктуры, которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, использовать на таких объектах программное обеспечение:
сведения о котором включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
которое используется в соответствующих требованиям о защите информации, установленным положениями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений.
Правительство определит требования к используемым на значимых объектах критической информационной инфраструктуры программно-аппаратным средствам и установит порядок и сроки перехода субъектов критической информационной инфраструктуры на использование российского ПО.
Также внесенными изменениями совершенствуется механизм категорирования объектов критической информационной инфраструктуры РФ.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Федеральный закон от 07.04.2025 N 69-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502591/
Установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг).
В статью 16 Закона "О защите прав потребителей" внесены изменения, согласно которым продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде.
Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора. Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя.
Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).
Закреплено право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены - потребовать от продавца возврата уплаченной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги).
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Федеральный закон от 07.04.2025 N 72-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и Федеральный закон "О рекламе"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502592/
С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах нежелательных организаций
Согласно закону не допускается распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом "О противодействии терроризму", а также на других информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Проекты ФЗ и НПА
Проект Федерального закона N 887449-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202504/09/fz_090425-887449.pdf
С 5 до 15 миллионов рублей предлагается увеличить максимальный размер суммы микрозайма для микрофинансовых организаций, предоставляющих заемные средства компаниям и ИП.
Внесенным в Госдуму законопроектом микрофинансовым организациям также запрещается:
согласовывать индивидуальные условия по договору потребительского займа, полная стоимость потребительского займа по которому превышает 100% годовых, до полного погашения заемщиком обязательств по ранее заключенному им договору потребительского кредита (займа) с аналогичными параметрами с любой кредитной организацией или МФО;
по договорам потребительского займа и приобретенным правам (требованиям) по договорам потребительского займа заключать соглашение о новации обязательств в обязательства по новому договору потребительского займа между теми же лицами, а также дополнительное соглашение, предусматривающее включение в состав задолженности по основному долгу по договору потребительского займа суммы непогашенной задолженности по процентам, неустойке (штрафам (пени)), а также иным платежам.
Законопроектом предусматривается переходный период (с 1 июля 2026 года до 1 января 2027 года), в течение которого будет действовать ограничение на количество одновременно действующих договоров потребительского займа, полная стоимость потребительского займа по которым не может превышать 200% годовых. В течение указанного периода при наличии у заемщика заключенных с любой кредитной организацией или МФО двух договоров потребительского кредита (займа) с полной стоимостью займов не более 200% годовых предлагается запретить МФО согласовывать индивидуальные условия займов с аналогичными условиями до полного погашения заемщиком обязательств по ранее заключенному им договору.
Проект Федерального закона N 888946-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202504/11/fz_110425-888946.pdf
Предлагается усовершенствовать налогообложение операций с ценными бумагами хозяйствующих субъектов, признанных экономически значимыми организациями, а также порядок расчета доли расходов, понесенных международной холдинговой компанией, на приобретение товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Законопроектом предусматривается возможность при исчислении налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц определять долю балансовой стоимости акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации (далее - ЭЗО), принадлежащих иностранной холдинговой компании, в балансовой стоимости активов такой иностранной холдинговой компании, исходя из показателей, определенных на основании отчета об оценке рыночной стоимости указанных акций (долей в уставном капитале) и активов, в целях последующего расчета стоимости акций (долей в уставном капитале) ЭЗО, полученных налогоплательщиком пропорционально доле его косвенного владения в уставном капитале ЭЗО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 470-ФЗ "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями".
Законопроектом также уточняется порядок расчета 70-процентной доли расходов, понесенных международной холдинговой компанией на приобретение товаров (работ, услуг) на территории РФ, в общей сумме понесенных ею расходов на приобретение товаров (работ, услуг) в целях применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, исключив из такого расчета расходы по операциям с ценными бумагами.
Проект 04/15/04-25/00156198 "О требованиях, которым должно отвечать лицо для признания квалифицированным инвестором, порядке признания лица квалифицированным инвестором и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами"
Ссылка https://regulation.gov.ru/projects#npa=156198
Настоящий проект устанавливает:
продолжительность опыта работы физического лица, непосредственно связанного с совершением сделок с финансовыми инструментами, подготовкой индивидуальных инвестиционных рекомендаций, управления рисками, связанными с совершением указанных сделок, в российской и (или) иностранной организации, для признания его квалифицированным инвестором;
количество и объем совершенных физическим лицом сделок с ценными бумагами и (или) заключенных договоров, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, учитывающихся для признания его квалифицированным инвестором, а также период, за который указанные сделки и (или) договоры совершены (заключены);
ценные бумаги, сделки с которыми учитываются для признания физического лица квалифицированным инвестором, договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, заключение которых учитывается для признания физического лица квалифицированным инвестором;
виды и размер имущества, принадлежащего физическому лицу, порядок расчета такого размера для признания физического лица квалифицированным инвестором;
виды и размер дохода физического лица, период получения такого дохода и порядок расчета его размера для признания физического лица квалифицированным инвестором;
образование, ученую степень и квалификацию физического лица для признания его квалифицированным инвестором;
перечень сертификатов (аттестатов) для признания физического лица квалифицированным инвестором;
образование или ученую степень, в зависимости от наличия (отсутствия) которых различаются объем совершенных физическим лицом сделок с ценными бумагами, заключенных договоров, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», заключенных договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, размер имущества или дохода физического лица для признания его квалифицированным инвестором;
перечень видов сделок, и (или) ценных бумаг, и (или) иных финансовых инструментов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, в отношении которых может быть получено подтверждение наличия у физического лица знаний для целей подпунктов 4 и 5 пункта 4 статьи 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
размер собственного капитала юридического лица для признания его квалифицированным инвестором;
количество, объем и срок совершенных юридическим лицом сделок с ценными бумагами и заключенных договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, учитывающихся для признания его квалифицированным инвестором;
размер выручки юридического лица и период его определения для признания его квалифицированным инвестором;
размер суммы активов юридического лица для признания его квалифицированным инвестором;
порядок признания физических и юридических лиц по их заявлению квалифицированными инвесторами;
требования к документам, подтверждающим соответствие физического или юридического лица требованиям для признания его квалифицированным инвестором;
порядок ведения лицом, осуществляющим признание квалифицированным инвестором, реестра лиц, признанных им квалифицированными инвесторами.
Предполагается, что Указание вступит в законную силу с 23 мая 2025 года.
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Указание Банка России от 27.09.2024 N 6872-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 29 июня 2022 года N 800-П" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2024 N 79990)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502831/
Уточнен порядок представления в Банк России документации для ведения реестра паевых инвестиционных фондов
В частности, установлены способы и требования к представлению аудиторской организацией (кроме аудиторской организации на финансовом рынке) в Банк России документов и сведений для ведения указанного реестра.
Скорректированы виды расширений электронных документов, представляемых для ведения реестра, а также требования к сведениям о согласованных правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, и сведениям о согласованных изменениях и дополнениях в указанные правила.
В новой редакции изложены форма отчета о завершении (окончании) формирования паевого инвестиционного фонда, сведения о согласованных правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, и сведения о согласованных изменениях и дополнениях в указанные правила.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Начало действия документа - 21.04.2025.
Решение Совета директоров Банка России о внесении изменений в решение Совета директоров Банка России от 26 апреля 2024 года
Ссылка https://www.cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2025-04-04_34_01/
Совет директоров Банка России 4 апреля 2025 года принял решение внести изменения в пункт 1 решения Совета директоров Банка России от 26 апреля 2024 года «О порядке вступления в прямое владение акциями экономически значимой организации, приобретающей публичный статус, лицами, права которых на допущенные к торгам российского организатора торговли акции иностранной холдинговой компании либо ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права на акции иностранной холдинговой компании, учитываются в российских депозитариях».
Решение Совета директоров Банка России от 04.04.2025 "О внесении изменений в Решение Совета директоров Банка России от 26 апреля 2024 года"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502751/
Уточнен порядок вступления в прямое владение акциями ЭЗО, приобретающей публичный статус, лицами, права которых на допущенные к торгам российского организатора торговли ценные бумаги иностранной холдинговой компании учитываются в российских депозитариях.
В частности, уточняется, что депозитарий, в котором открыты счета депо, на которых учитываются права на ценные бумаги иностранной холдинговой компании, помимо прочего, направляет центральному депозитарию реквизиты счета депо номинального держателя, открытого в центральном депозитарии депозитарию, в котором открыты счета депо, на которых учитываются права на ценные бумаги иностранной холдинговой компании, или депозитарию, в котором открыт счет депо номинального держателя такого депозитария (далее - вышестоящий депозитарий), для зачисления на соответствующий счет акций экономически значимой организации, а также полное наименование такого вышестоящего депозитария.
Установлены обязанности депозитария, в котором открыты счета депо, на которых учитываются права на ценные бумаги иностранной холдинговой компании, в случае направления указанной выше информации, а также обязанности вышестоящего депозитария.
Настоящее решение применяется со дня его опубликования на официальном сайте Банка России – с 09.04.2025г.
Информационное письмо Банка России от 04.04.2025 N ИН-018-34/79 "О раскрытии информации операторами инвестиционных платформ"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502834/
Операторам инвестиционных платформ рекомендуется раскрывать на своих сайтах информацию о фактической доходности инвестиций по предоставленным займам и доле просроченной задолженности заемщиков в общей сумме обязательств.
Отмечается, что хорошей практикой является раскрывать информацию о фактической доходности инвестиций не реже одного раза в год до 1 марта календарного года, следующего за отчетным годом, по состоянию на конец отчетного года.
Лучшей рекомендуемой практикой является раскрытие информации о доле просроченной задолженности сроком от 1 до 90 дней и более 90 дней по состоянию на конец квартала (далее - Отчетная дата) не позднее одного календарного месяца после Отчетной даты.
Информация Банка России от 10.04.2025 "Новые сервисы Банка России на Госуслугах"
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202504/10/cb_100425-gosuslugi.pdf
Банк России сообщает о новых сервисах для финансовых организаций и их акционеров, доступных на Едином портале Госуслуг.
Сообщается, что теперь с помощью подтвержденной учетной записи через Единый портал госуслуг можно направить регулятору уведомления:
о приобретении или получении в доверительное управление более 1% акций или долей кредитной организации;
о приобретении права распоряжения, владения или доверительного управления акциями или долями профессионального участника рынка ценных бумаг, специализированного депозитария, клиринговой организации, организатора торговли, ломбарда, оператора финансовой платформы.
Пользователям портала также доступны сервисы по получению информации об участнике финансового рынка или о паевом инвестиционном фонде, а также о том, находится ли человек или организация в базах данных о несоответствии требованиям к деловой репутации.
Письмо Росфинмониторинга от 28.03.2025 N 01-01-33/8549 "О рассмотрении обращения"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502948/
В целях всестороннего рассмотрения письма Ассоциации российских банков "Об операциях, подлежащих обязательному контролю" Федеральная служба по финансовому мониторингу запросила позицию Банка России по поставленному в нем вопросу.
По результатам совместного рассмотрения представлена консолидированная позиция по вопросу не соответствия критериям отнесения операции по переводу денежных средств, являющихся возмещением по принудительному изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании решения суда к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Дополнительно отмечено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое на основании соглашения об изъятии, должно рассматриваться в качестве сделки, а операция по переводу денежных средств, являющихся возмещением по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд на основании соглашения об изъятии, на сумму равную или превышающую 5 миллионов рублей либо эквивалент в иностранной валюте подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
ИНФОРМАЦИЯ ОТ СРО
Совет директоров НАУФОР на заседании 08.04.2025 утвердил новую редакцию внутреннего стандарта Порядка расчета стоимости чистых активов, который вступит в силу с 1 мая 2025 года
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=30087
Новая версия была одобрена Комитетом НАУФОР по методологии расчета СЧА, в рамках которого и велась работа над обновлением документа.
В стандарт включены методики определения справедливой стоимости прав и обязательств по договорам аренды и оценки производных финансовых инструментов и контрактов (опционных договоров).
Ряд положений стандарта скорректирован с учетом требований Указания Банка России № 6779-У и увеличения до одного года предельного срока действия отчета оценщика в отношении имущества КПИФ. Также предусмотрена возможность оценки отдельных активов амортизированной стоимости, в соответствии с МСФО (IFRS) 9.
Срок приведения деятельности управляющих компаний в соответствие с требованиями Стандарта - не позднее 31 октября 2025 года.