Мониторинг изменений законодательства для СК от 19.05.2025
Мониторинг изменений законодательства для СК от 19.05.2025
ФЗ и НПА
Постановление Правительства РФ от 08.05.2025 N 605
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Закреплены уровни рейтингов, присваиваемые ООО "Национальные Кредитные Рейтинги" по национальной рейтинговой шкале для РФ, при инвестировании средств в отдельные классы активов
Начало действия документа - 20.05.2025.
Постановление Правительства РФ от 08.05.2025 N 608 "Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля"
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505236/
С 1 сентября 2025 года вступит в силу новое постановление, определяющее величины стоимости активов, а также суммарной стоимости активов финансовых организаций, при превышении которых требуется получение предварительного согласия на совершение сделок (определенных действий)
Постановление утверждено в связи с тем, что с указанной даты утратит силу действующее в настоящее время постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1072, направленное на осуществление государственного контроля за экономической концентрацией на рынках финансовых услуг.
Принятое постановление учитывает положения Федерального закона от 28.12.2024 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", предусматривающие дополнительный контроль за совершением сделок, осуществляемых крупными финансовыми организациями.
Начало действия документа - 01.09.2025.
Информационное сообщение Росфинмониторинга от 16.05.2025 "О необходимости подключения лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула) и лиц, организующих деятельность майнинг-пула, при распределении ими выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505433/
Разъяснен порядок подключения лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.
Сообщается, что в целях получения доступа к личному кабинету необходимо сформировать и направить заявление в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей специализированной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru), подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.
На портале fedsfm.ru имеется обучающий видеоролик "Регистрация в личном кабинете".
В целях оказания консультационной помощи по вопросам подключения и работы с личным кабинетом в Росфинмониторинге с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (по московскому времени) работает телефон технической поддержки: 8 (495) 627-32-99, а также круглосуточно можно оставить заявку на техническую поддержку через специализированную форму, размещенную по адресу: https://portal.fedsfm.ru/account/support-post.
Информация Минфина России от 15.05.2025 "Минфин России подготовил налоговые поправки для совершенствования долгосрочных сбережений"
Ссылка https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89263.html
Минфин информирует о поправках, предлагаемых к внесению в НК РФ, направленных на совершенствование налоговых инструментов для формирования долгосрочных сбережений.
Предлагается, в частности, в пределах установленного лимита учитывать сберегательные взносы работодателей по программе долгосрочных сбережений в составе расходов при налогообложении прибыли, а также освободить от обложения страховыми взносами.
Уточнения законопроекта также коснутся: минимального срока для получения вычета; условий налогообложения НДФЛ в отношении доходов, полученных в виде выплат по договору долгосрочных сбережений; налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан на страховые взносы по договорам страхования жизни.
Кроме того, сообщается о предложении сохранить возможность применения старого порядка при определении налоговой базы по НДФЛ для договоров страхования жизни.
Проекты ФЗ и НПА
Законопроект № 442970-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части установления возможности передачи управляющими компаниями акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов исполнения своих отдельных обязанностей специализированным депозитариям)
Ссылка https://sozd.duma.gov.ru/bill/442970-8
В третьем чтении Государственной Думой РФ принят законопроект, предусматривающий возможность передачи от управляющей компании акционерного инвестиционного фонда или от управляющей компании паевого инвестиционного фонда специализированному депозитарию обязанности по осуществлению учета операций с имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда и (или) активы паевого инвестиционного фонда, по учету денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, переданных в оплату инвестиционных паев и исполнение обязанности по определению стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционного пая, стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда в расчете на одну акцию и сдачи соответствующей отчетности в Банк России.
Передача учетных и расчетных функций от управляющей компании в специализированный депозитарий осуществляется только в случае, если это предусмотрено уставом акционерного инвестиционного фонда или правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, что в свою очередь подразумевает согласие инвесторов с таким перераспределением функционала. Такая передача не освобождает управляющую компанию акционерного инвестиционного фонда и управляющую компанию паевого инвестиционного фонда от гражданско-правовой ответственности перед акционерами или владельцами инвестиционных паев за убытки, которые могут быть причинены им в результате неправильного осуществления данных функций. Кроме того, в соответствии с Законопроектом, на специализированный депозитарий возлагается солидарная с управляющей компанией акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевым инвестиционным фондом ответственность за исполнение обязанностей в случае передачи ему указанных функций. Данный подход позволяет в полной мере сохранить уровень гражданско-правовой защиты интересов инвесторов.
Планируется, что законопроект вступит в силу 01 марта 2026г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Проект Федерального закона N 919131-8 "О внесении изменений в статью 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Ссылка https://storage.consultant.ru/site20/202505/16/fz_160525-919131.pdf
В Госдуму поступил законопроект, направленный на совершенствование налогового стимулирования инструментов для формирования долгосрочных сбережений
Законопроектом, в частности:
в целях мотивирования работодателей участвовать в формировании средств долгосрочных сбережений граждан предусматривается возможность учитывать сберегательные взносы работодателей, перечисляемые в пользу работников, в составе расходов по налогу на прибыль, а также устанавливается ограничение обложения страховыми взносами таких взносов;
предлагается в отношении налоговой базы по НДФЛ к доходам, полученным в виде выплат по договору долгосрочных сбережений, установить налоговую ставку в размере 13% (15%);
в целях стимулирования граждан заключать договоры долгосрочного страхования жизни предлагается предусмотреть распространение налогового вычета на страховые взносы налогоплательщика по договорам страхования жизни и освобождение от налогообложения выплат по таким договорам, превышающим суммы внесенных страховых взносов, в пределах 30 млн рублей по каждому договору при выполнении установленных условий.
НОВОСТИ РЕГУЛЯТОРА
Указание Банка России от 01.04.2025 N 7036-У "О дополнительных требованиях к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2025 N 82089)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505347/
Установлены дополнительные требования к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав
Реализован Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования – 26.05.2025г.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7024-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 октября 2022 года N 6292-У" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2025 N 82107)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505346/
Уточнены требования к отчетности акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний ИФ, ПИФ и НПФ.
Так, в частности, в состав отчетности включена новая форма 0420529 "Сведения об аффилированных лицах управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов".
В новой редакции изложена форма отчета 0420501 "Общие сведения об управляющей компании".
Кроме того, скорректирован состав показателей некоторых форм отчетности, порядок их составления и уточнена периодичность представления отдельной отчетности в Банк России.
Указание вступает в силу с 1 января 2026 года.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7023-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 27 сентября 2022 года N 6270-У" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2025 N 82106)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505345/
Скорректированы некоторые формы отчетности специализированного депозитария, порядок их составления и представления в Банк России
Указанием, в частности, внесены дополнительные строки в форму 0420862 "Сведения о работниках специализированного депозитария", форму 0420867 "Отчет о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании…"; форму и порядок составления формы 0420874 "Сведения о договорах и контрагентах специализированного депозитария, контрагентах и имуществе клиентов специализированного депозитария".
Также внесены уточнения в порядок составления отчетности по форме 0420872 "Справка о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), акционерного инвестиционного фонда (паевого инвестиционного фонда)" и сроки ее представления в отношении АИФ и ПИФ, паи которых предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов.
Указание вступает в силу с 1 января 2026 года.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7021-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 30 мая 2016 года N 4028-У" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2025 N 82105)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505344/
Банк России внес уточнения в порядок расчета собственных средств НПФ.
Изменения внесены в состав активов, принимаемых к расчету собственных средств фонда, в том числе включены облигации российских эмитентов, соответствующие определенным условиям, а также уточнен порядок принятия к расчету суммарной стоимости активов.
Начало действия документа - 26.05.2025.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7027-У "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета производных инструментов некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2025 N 82067)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505156/
Установлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета НФО, БКИ и КРА производных инструментов
Определены условия признания в бухгалтерском учете производных инструментов, порядок их отражения при первоначальном признании и прекращении признания в бухгалтерском учете, установлены требования, касающиеся отражения изменений справедливой стоимости ПИ, а также определены особенности отражения на счетах бухгалтерского учета возмездных опционных договоров.
Предусмотренные указанием требования не распространяются на иностранные страховые организации, а также не распространяются на отражение на счетах бухгалтерского учета договоров покупки или продажи на стандартных условиях, договоров финансовых гарантий.
Указание вступает в силу с 1 января 2026 года.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7026-У "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета хеджирования некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2025 N 82066)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505158/
Для НФО, БКИ и КРА установлен порядок отражения хеджирования на счетах бухгалтерского учета.
Отражение хеджирования на счетах бухгалтерского учета осуществляется при одновременном выполнении определенных условий в соответствии с бухгалтерскими записями, приведенными в настоящем указании.
Установленные требования не распространяются на иностранные страховые организации.
Указание вступает в силу с 1 января 2026 года.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7025-У "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами" (вместе с "Типовыми бухгалтерскими записями для отражения на счетах бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами") (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2025 N 82065)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505157/
Установлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами.
НФО, БКИ и КРА должны отражать вознаграждения работникам на счетах бухгалтерского учета в соответствии с типовыми бухгалтерскими записями, предусмотренными приложением к настоящему указанию.
Для целей бухгалтерского учета вознаграждения работникам разделяются на краткосрочные вознаграждения, вознаграждения работникам по окончании трудовой деятельности, прочие долгосрочные вознаграждения и выходные пособия.
Указанием предусмотрены особенности бухгалтерского учета соответствующих видов вознаграждений.
Установленные требования не распространяются на иностранные страховые организации.
Указание вступает в силу с 1 января 2026 года.
Указание Банка России от 31.03.2025 N 7022-У "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2025 N 82088)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505140/
С 1 марта 2026 года устанавливаются новые требования к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда
Реализован Федеральный закон от 28.12.2024 N 532-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Со дня вступления в силу настоящего указания признано утратившим силу Указание Банка России от 31.01.2018 N 4712-У "О требованиях к отчету о прекращении паевого инвестиционного фонда и порядку его представления, а также об объеме, о сроках и форме его представления в Банк России".
Указание Банка России от 19.02.2025 N 6997-У "О форме и условиях рефинансирования иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2025 N 82050)
Ссылка https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_505139/
Установлены условия рефинансирования Банком России иностранных банков, осуществляющих деятельность в РФ через свои филиалы
Рефинансирование осуществляется в форме предоставления обеспеченных кредитов при условии, что иностранный банк не имеет просроченных обязательств перед Банком России в сумме или величине и по операциям, информация о которых размещается на официальном сайте Банка России.
Начало действия документа - 24.05.2025.
Решение Совета директоров Банка России об уровнях кредитных рейтингов, устанавливаемых в соответствии с Положением Банка России от 16 ноября 2021 года № 781-П
Ссылка https://cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2025-05-16_53_01/
Сводная таблица предложений и замечаний по проекту указания Банка России «О нарушениях, о выявлении которых специализированным депозитарием в ходе осуществления им контроля за распоряжением имуществом, принадлежащим акционерному инвестиционному фонду, и имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, не требуется уведомлять Банк России
Ссылка http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/90538/6522/comment
ИНФОРМАЦИЯ ОТ СРО
Письмо Банка России «О деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг»
Ссылка https://naufor.ru/tree.asp?n=30221
НАУФОР обратилась в Банк России с вопросами, касающимися ввода дополнительных торговых сессий выходного дня на российских биржах и обсуждения возможности расширения времени торгов вплоть до круглосуточного режима.
НАУФОР попросила пояснить Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России особенности исполнения по внутреннему контролю и контролю в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком в выходные (нерабочие) дни и государственные праздники.
Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России пояснил, что под обеспечением осуществления на постоянной основе профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля, а также обеспечением непрерывности деятельности ОСП (ОДЛ) в целях выполнения требований пункта 1.4 Указания № 5683-У и подпункта 1.13 пункта 1 Указания № 5222-У понимается обеспечение ПУРЦБ совершения (выполнения) всех необходимых и достаточных для реализации соответствующих контрольных процессов, мероприятий (действий) в любой момент осуществления своей деятельности.
При этом Указание № 5683-У и Указание № 5222-У не регулируют вопросы установления режима рабочего времени для внутреннего контролера (службы внутреннего контроля) и ОСП (ОДЛ).
Порядок реализации и организации процесса осуществления указанными должностными лицами (подразделениями) своих функций, в том числе в части вопроса о необходимости постоянного присутствия таких лиц (подразделений) на рабочем месте, определяется ПУРЦБ самостоятельно с учетом требований законодательства (в частности, законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг), особенностей своей деятельности, характера и объема совершаемых им на рынке операций, а также исходя из наличия необходимости такого присутствия для реализации вышеуказанных контрольных процессов, мероприятий (действий).