En

Аутсорсинг от специализированного Депозитария

25.05.2015

Руководитель направления спецдепозитарного обслуживания ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» Екатерина Осипова
Директор по развитию бизнеса ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» Дмитрий Шлогин.


Бизнес всегда ищет возможности снизить свои издержки, а в непростой экономической ситуации это становится еще более актуальным. Один из очевидных вариантов – сокращение издержек за счет передачи частифункционала на аутсорсинг. Себестоимость аутсорсера, ниже,как правило, за счет эффекта масштаба - использования единой  технологии и «базы знаний» для оказания однородных услуг пулу клиентов.
Специализированные депозитарии являются наилучшим примером эффекта масштаба при оказании аутсорсинговых  услуг  Управляющим компаниям, т.к.  они выполняют функции по учету  инвестиционного процесса в  рамках своей основной деятельности.
Соответственно,  существенно сократить издержки УК могла бы, передав спецдепозитариюведение учета, формирование отчетности, взаимодействие с аудиторами, оставив себе только профильную функцию -  принятие и реализацию  инвестиционных решений.
Мировой опыт.
Западные финансовые институты, такие как Fund Administrator, Custody и Prime Broker осуществляют полное сопровождение различных типов фондов (пенсионных, страховых, инвестиционных). Благодаря наличию этих организаций, международная практика по управлению активами подразумевает разделение функций: большая часть деятельности управляющих компаний находится на сопровождении FundAdministrator, юридических и аудиторских компаний, а управляющая компания занимается только своим прямым назначением – управлением активами.
В обязанности FundAdministratorмогут входить функции трансфер-агента, anti-laundry политика и проверка, открытие счетов клиентам, подготовка сводных выписок по итогам управления и осуществление информирования напрямую клиентов. Также он осуществляет расчет СЧА, подготовку отчетов,запрос информации о необходимой переоценке стоимости активов внутри фондов private equity, ведение бухгалтерского учета фонда, контроль за его расходами, публикации итогов управления и отправку информации различным контрагентам.
Custody хранит и учитывает ценные бумаги всех фондов, даже если они находятся у разных брокеров, осуществляет все необходимые «физические» операции с ценными бумагами.
Основная деятельность PrimeBroker заключается в осуществлении биржевых и внебиржевых операций, занимается продвижением фондов, предоставляет электронную платформу фондов и ведет подготовку консолидированной отчетности по всем брокерам фонда.

Таким образом,
• FundAdministrator является связующим звеном для Фонда с его контрагентами, осуществляя практически все взаимодействие с клиентами и контрагентами фонда, ведет всю отчетную и учетную деятельность фонда, включая функции по расчету стоимости чистых активов, формированию финансовой отчетности  взаимодействию с регулятором и аудиторами и т.д.
• Управляющие компании занимаются только управлением активами, всей сопутствующей деятельностью занимается Prime Broker и Fund Administrator.

 

Российская действительность
Российские спецдепозитарии уже отчасти аккумулируют в своей деятельности функционал всех трех международных институтов и прямых аналогов в международной практике нет.

При этом в российской практике внедрена система параллельного учета, при которой учет имущества ведется и УК и спецдепозитарием, позволяя реализовать двойной контроль за составляемой отчетностью и расчетом стоимости активов и избежать операционных ошибок и сознательных нарушений законодательства со стороны управляющей компании

То, что двойное ведение учета минимизирует количество операционных ошибок  - аксиома, но стоимость минимизации операционных ошибок путем ведения такого двойного учета значительна.

Разработка и внедрение технологий, построенных на принципах сквозной обработки информации, имеющих возможность использовать унифицированные форматы электронных документов и обеспечивать разнообразие и оперативность подготовки аналитических данных – это весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс, который может позволить себе не каждый участник рынка.
Нормативная база содержит множество вариантов, исключений, ограничений, требований. Соответственно, организация работы по ведению учета и формированию отчетности требует привлечения отдельных экспертов и аналитиков, транслирующих итоги анализа нормативных актов на язык технических заданий для разработчиков.
Важно отметить, что процесс автоматизации ведения учета и операционной деятельности на российском рынке коллективных инвестиций осложнен высокой волатильностью происходящих нормативных изменений.  Выполнять требования законодательства, в части оперативности осуществления расчетов, предоставления отчетности в необходимых форматах  становится все сложнее и дороже, в том числе за счет необходимости интеграции в учетные системы обязательной для осуществления расчётов информации – котировок,  рейтингов, данных иностранных информационных агентств.
А для того чтобы  вести двойной учет технологические процессы должны выстраивать и управляющие компании и специализированные депозитарии.
Специализированный депозитарий, как участник рынка коллективных инвестиций, функциональными обязанностями которого являются учет и контроль в рамках инвестиционных процессов, в силу необходимости исполнения своих функций должен обеспечить наличие таких технологий, постоянно их совершенствовать, развивать. Эта технология является основным средством производства - тем на чем стоится бизнес специализированного депозитария. Для управляющей компании, в свою очередь,   поддержка и развитие таких технологий – это непрофильный,  затратный процесс, негативно влияющий на  финансовые результаты ее деятельности.
В связи с изменчивостью конъюнктурой рынка, необходимостью повышения эффективности бизнеса по управлению активами в непростых экономических условиях, управляющие вынуждены искать новые решения организации и без того непростого бизнеса. Одним из вариантов может стать использование опыта зарубежных коллег, а именно – передача функций по ведению учета и составлению отчетности, взаимодействию с регулятором, а также выполнению части внутренней деятельности  специалистами в данной области – спецдепозитариям, с передачей соизмеримой ответственности, снимая с управляющих бремя содержания учетно-отчетных подразделений, доработку и поддержания адекватных технологий.
Возможности аутсорсинга в российской практике
Делегирование права подготовки бухгалтерской отчетности, ведения бухгалтерского учета в спецдепозитарий, а также предоставление  полного спектра информации для составления иной отчетности, в т.ч. обязательной (как минимум, со стороны УК) с практической и технологической точек зрения возможно уже сейчас. В п. 9. ст .44 федерального закона №156-ФЗ отмечается: «В связи с осуществлением своей деятельности специализированный депозитарий вправе оказывать лицам, заключившим с ним договор, на основании которого осуществляются учет, хранение имущества (активов) и (или) контроль за его (их) распоряжением, консультационные и информационные услуги, а также услуги по ведению бухгалтерского учета».
При передаче функций по ведению учета и составлению отчетности от управляющей компании в спецдепозитарий общие издержки на обеспечение инвестиционного процесса сократятся, т.к. не будет дублирования функций как минимум на анализ и интеграцию первичных документов в учетные системы и поддержание технологий. Кроме того, в силу профильности и потоковых технологий обработки, в спецдепозитарии совокупная стоимость сервисов учета и составления отчетности будет ниже, а соотношение «цена-качество» лучше, чем самостоятельное развитие и поддержание аналогичных систем в УК.
Увеличится ли количество операционных ошибок вследствие отказа от параллельного учета? Ответ на вопрос очевиден.
Бороться с операционными ошибками специализированные депозитарии умеют и постоянно совершенствуют методы этой борьбы, но человеческий фактор остается всегда. Бывают случаи, когда  одинаковую ошибку совершают сотрудники и управляющей компании и специализированного депозитария. Основное и самое эффективно средство борьбы с такими ошибками – это автоматизация, унификация правил учета и оценки активов, использование единых  и обязательных для участников рынка форматов документов. Здесь, к  сожалению,  не все зависит только от специализированного депозитария.
Важный вопрос – это вопрос ответственности. Сейчас при передаче любых процессов на аутсорсинг ответственность остается на том, кто их передает (то есть в нашем случае на УК).
В рамках действующего правового поля функции по предоставлению обязательной отчетности в ЦБ, административная и лицензионная ответственность остается за управляющей компанией. Соответственно, аутсорсер может нести только договорную ответственность.
Закрепление за спецдепозитарием ответственности за ведение учета, составление  и направление регулятору отчетности на законодательном уровне могло бы дать толчок развитию аутсорсинга, так как управляющая компания могла бы «при прочих равных» принимать решения:  самостоятельно ли формировать бэкофис и технологии, или же передать такой функционал в спецдепозитарий.
Но законодательная возможность передать функции по ведению учета и составления отчетности есть и сейчас.  Технологические возможности  принять на аутсорсинг функционал у нашего спецдепозитария также есть. Вопрос ответственности решаем в договорном порядке. Если аутсорсер – крупный специализированный депозитарий, то и сомнения в его готовности выполнять обязательства вряд ли обоснованы.

http://www.rcb.ru/rcb/2015-04/271313/

← Возврат к списку публикаций