Руководитель направления спецдепозитарного обслуживания ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» Екатерина Осипова
Директор по развитию бизнеса ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» Дмитрий Шлогин.
Бизнес всегда ищет возможности снизить свои издержки, а в непростой экономической ситуации это становится еще более актуальным. Один из очевидных вариантов – сокращение издержек за счет передачи частифункционала на аутсорсинг. Себестоимость аутсорсера, ниже,как правило, за счет эффекта масштаба - использования единой технологии и «базы знаний» для оказания однородных услуг пулу клиентов.
Специализированные депозитарии являются наилучшим примером эффекта масштаба при оказании аутсорсинговых услуг Управляющим компаниям, т.к. они выполняют функции по учету инвестиционного процесса в рамках своей основной деятельности.
Соответственно, существенно сократить издержки УК могла бы, передав спецдепозитариюведение учета, формирование отчетности, взаимодействие с аудиторами, оставив себе только профильную функцию - принятие и реализацию инвестиционных решений.
Мировой опыт.
Западные финансовые институты, такие как Fund Administrator, Custody и Prime Broker осуществляют полное сопровождение различных типов фондов (пенсионных, страховых, инвестиционных). Благодаря наличию этих организаций, международная практика по управлению активами подразумевает разделение функций: большая часть деятельности управляющих компаний находится на сопровождении FundAdministrator, юридических и аудиторских компаний, а управляющая компания занимается только своим прямым назначением – управлением активами.
В обязанности FundAdministratorмогут входить функции трансфер-агента, anti-laundry политика и проверка, открытие счетов клиентам, подготовка сводных выписок по итогам управления и осуществление информирования напрямую клиентов. Также он осуществляет расчет СЧА, подготовку отчетов,запрос информации о необходимой переоценке стоимости активов внутри фондов private equity, ведение бухгалтерского учета фонда, контроль за его расходами, публикации итогов управления и отправку информации различным контрагентам.
Custody хранит и учитывает ценные бумаги всех фондов, даже если они находятся у разных брокеров, осуществляет все необходимые «физические» операции с ценными бумагами.
Основная деятельность PrimeBroker заключается в осуществлении биржевых и внебиржевых операций, занимается продвижением фондов, предоставляет электронную платформу фондов и ведет подготовку консолидированной отчетности по всем брокерам фонда.
Таким образом,
• FundAdministrator является связующим звеном для Фонда с его контрагентами, осуществляя практически все взаимодействие с клиентами и контрагентами фонда, ведет всю отчетную и учетную деятельность фонда, включая функции по расчету стоимости чистых активов, формированию финансовой отчетности взаимодействию с регулятором и аудиторами и т.д.
• Управляющие компании занимаются только управлением активами, всей сопутствующей деятельностью занимается Prime Broker и Fund Administrator.
Российская действительность
Российские спецдепозитарии уже отчасти аккумулируют в своей деятельности функционал всех трех международных институтов и прямых аналогов в международной практике нет.
При этом в российской практике внедрена система параллельного учета, при которой учет имущества ведется и УК и спецдепозитарием, позволяя реализовать двойной контроль за составляемой отчетностью и расчетом стоимости активов и избежать операционных ошибок и сознательных нарушений законодательства со стороны управляющей компании
То, что двойное ведение учета минимизирует количество операционных ошибок - аксиома, но стоимость минимизации операционных ошибок путем ведения такого двойного учета значительна.
Разработка и внедрение технологий, построенных на принципах сквозной обработки информации, имеющих возможность использовать унифицированные форматы электронных документов и обеспечивать разнообразие и оперативность подготовки аналитических данных – это весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс, который может позволить себе не каждый участник рынка.
Нормативная база содержит множество вариантов, исключений, ограничений, требований. Соответственно, организация работы по ведению учета и формированию отчетности требует привлечения отдельных экспертов и аналитиков, транслирующих итоги анализа нормативных актов на язык технических заданий для разработчиков.
Важно отметить, что процесс автоматизации ведения учета и операционной деятельности на российском рынке коллективных инвестиций осложнен высокой волатильностью происходящих нормативных изменений. Выполнять требования законодательства, в части оперативности осуществления расчетов, предоставления отчетности в необходимых форматах становится все сложнее и дороже, в том числе за счет необходимости интеграции в учетные системы обязательной для осуществления расчётов информации – котировок, рейтингов, данных иностранных информационных агентств.
А для того чтобы вести двойной учет технологические процессы должны выстраивать и управляющие компании и специализированные депозитарии.
Специализированный депозитарий, как участник рынка коллективных инвестиций, функциональными обязанностями которого являются учет и контроль в рамках инвестиционных процессов, в силу необходимости исполнения своих функций должен обеспечить наличие таких технологий, постоянно их совершенствовать, развивать. Эта технология является основным средством производства - тем на чем стоится бизнес специализированного депозитария. Для управляющей компании, в свою очередь, поддержка и развитие таких технологий – это непрофильный, затратный процесс, негативно влияющий на финансовые результаты ее деятельности.
В связи с изменчивостью конъюнктурой рынка, необходимостью повышения эффективности бизнеса по управлению активами в непростых экономических условиях, управляющие вынуждены искать новые решения организации и без того непростого бизнеса. Одним из вариантов может стать использование опыта зарубежных коллег, а именно – передача функций по ведению учета и составлению отчетности, взаимодействию с регулятором, а также выполнению части внутренней деятельности специалистами в данной области – спецдепозитариям, с передачей соизмеримой ответственности, снимая с управляющих бремя содержания учетно-отчетных подразделений, доработку и поддержания адекватных технологий.
Возможности аутсорсинга в российской практике
Делегирование права подготовки бухгалтерской отчетности, ведения бухгалтерского учета в спецдепозитарий, а также предоставление полного спектра информации для составления иной отчетности, в т.ч. обязательной (как минимум, со стороны УК) с практической и технологической точек зрения возможно уже сейчас. В п. 9. ст .44 федерального закона №156-ФЗ отмечается: «В связи с осуществлением своей деятельности специализированный депозитарий вправе оказывать лицам, заключившим с ним договор, на основании которого осуществляются учет, хранение имущества (активов) и (или) контроль за его (их) распоряжением, консультационные и информационные услуги, а также услуги по ведению бухгалтерского учета».
При передаче функций по ведению учета и составлению отчетности от управляющей компании в спецдепозитарий общие издержки на обеспечение инвестиционного процесса сократятся, т.к. не будет дублирования функций как минимум на анализ и интеграцию первичных документов в учетные системы и поддержание технологий. Кроме того, в силу профильности и потоковых технологий обработки, в спецдепозитарии совокупная стоимость сервисов учета и составления отчетности будет ниже, а соотношение «цена-качество» лучше, чем самостоятельное развитие и поддержание аналогичных систем в УК.
Увеличится ли количество операционных ошибок вследствие отказа от параллельного учета? Ответ на вопрос очевиден.
Бороться с операционными ошибками специализированные депозитарии умеют и постоянно совершенствуют методы этой борьбы, но человеческий фактор остается всегда. Бывают случаи, когда одинаковую ошибку совершают сотрудники и управляющей компании и специализированного депозитария. Основное и самое эффективно средство борьбы с такими ошибками – это автоматизация, унификация правил учета и оценки активов, использование единых и обязательных для участников рынка форматов документов. Здесь, к сожалению, не все зависит только от специализированного депозитария.
Важный вопрос – это вопрос ответственности. Сейчас при передаче любых процессов на аутсорсинг ответственность остается на том, кто их передает (то есть в нашем случае на УК).
В рамках действующего правового поля функции по предоставлению обязательной отчетности в ЦБ, административная и лицензионная ответственность остается за управляющей компанией. Соответственно, аутсорсер может нести только договорную ответственность.
Закрепление за спецдепозитарием ответственности за ведение учета, составление и направление регулятору отчетности на законодательном уровне могло бы дать толчок развитию аутсорсинга, так как управляющая компания могла бы «при прочих равных» принимать решения: самостоятельно ли формировать бэкофис и технологии, или же передать такой функционал в спецдепозитарий.
Но законодательная возможность передать функции по ведению учета и составления отчетности есть и сейчас. Технологические возможности принять на аутсорсинг функционал у нашего спецдепозитария также есть. Вопрос ответственности решаем в договорном порядке. Если аутсорсер – крупный специализированный депозитарий, то и сомнения в его готовности выполнять обязательства вряд ли обоснованы.
http://www.rcb.ru/rcb/2015-04/271313/