Особенности депозитарной деятельности специализированного депозитария
Мария Долгополова, Руководитель направления ведения реестров и депозитарной деятельности ОАО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»
Специализированный депозитарий оказывает своим клиентам весь спектр услуг классического депозитария в соответствии с отдельной лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность. При этом выполнение учетных и контрольных функций специализированного депозитария накладывает ряд ограничений и дополнительных требований на осуществление им депозитарной деятельности в отношении отдельных категорий депонентов. Рассмотрим три вопроса, решение которых могло бы оптимизировать бизнес-процессы, снизить издержки и минимизировать риск специализированных депозитариев и других участников рынка коллективных инвестиций.
Реализация прав клиентов специализированного депозитария на льготное налогообложение
Нормативные требования
В соответствии с законодательством РФ удержание необходимых налогов при выплате дивидендов осуществляет эмитент как налоговый агент. При этом паевые инвестиционные фонды (ПИФ) и негосударственныепенсионные фонды (НПФ) в части инвестирования пенсионных накоплений не являются плательщиками налога на прибыль — правда, по разным основаниям:
• ПИФ представляет собой обособленный имущественный комплекс, не являющийся юридическим лицом и, соответственно, не является организацией в порядке применения этого термина в налоговом законодательстве;
• НПФ имеют льготы в соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, в котором указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы «в виде сумм дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в соответствиис законодательством Российской Федерации, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию».
При этом порядок документального подтверждения прав на льготное налогообложение законодательством не регулируется, но есть разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики), в которых содержатся следующие тезисы:
Письмо от 11.10.2011 № 03-03-06/1/661.
«По мнению Департамента, налог на прибыль при выплате указанных дивидендов может не удерживаться на основании заверенной в установленном порядке ко-пии договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком по обязательному пенсионному страхованию; оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг доверительным управляющим; документов, представленных доверительным управляющим, осуществляющим учет имущества, переданного в доверительное управление (выписка из учета в части имущества, полученного в доверительное управление). <…>
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания,и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».
Письмо от 25.04.2011 № 03-03-06/1/265. «Документами, подтверждающими освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при выплате эмитентом дивидендов по акциям, составляющим имущество негосударственного пенсионного фонда, находящегося в доверительном управлении управляющей компании, могут быть признаны любые документы, подтверждающие наличие этих акций в составе такого фонда.
По мнению Департамента, такими документами могут быть, в частности, выписка со счета, договор доверительного управления, заключенный между негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией, договор об оказании услуг специализированного депозитария, заключенный между управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда и специализированным депозитарием».
Письмо от 20.01.2011 № 03-03-06/1/17. «Документами, подтверждающими освобождение от уплаты налога на прибыль организаций при выплате эмитентом дивидендов по акциям, составляющим имущество паевого инвестиционного фонда, находящегося в доверительном управлении управляющей компании, могут бытьпризнаны любые документы, подтверждающие наличие этих акций в составе паевого инвестиционного фонда.
По мнению Департамента, такими документами могут быть документы, подтверждающие приобретение ценных бумаг доверительным управляющим, оформленные с учетом требований п. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, а также документы, выданные специализированным депозитарием, осуществляющим учет и хранение имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, подтверждающие учет акций в составе имущества такого фонда».
Текущий порядок предоставления документов, подтверждающих льготы владельцев ценных бумаг
В связи с тем что нормативные требования в отноше-нии комплекта документов для подтверждения прав на льготное налогообложение ПИФ и НПФ четко не определены, эмитенты предъявляют разные требования к таким документам, в том числе в зависимости от своей готовности нести риски объяснения с налоговыми органами.
Стандартный (наиболее часто встречающийся) комплект документов выглядит следующим образом.
По ПИФ:
• нотариально удостоверенная копия лицензии управляющей компании на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
• копия Правил доверительного управления ПИФ, а также копии изменений и дополнений в Правила доверительного управления ПИФ, заверенные руководителем (уполномоченным лицом) управляющей компании;
• оригинал выписки по счету депо специализированного депозитария на дату фиксации реестра;
• оригинал справки о стоимости активов по форме, утвержденной Приказом ФСФР России от 15.06.2005 № 05-21/пз-н.
По НПФ:
• нотариально удостоверенная копия лицензии управляющей компании на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
• копия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между НПФ, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией, заверенная руководителем (уполномоченным лицом) управляющей компании;
• копия договора об оказании специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений НПФ, осуществляющего деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, заверенная руководителем (уполномоченным лицом) управляющей компании;
• оригинал выписки по счету депо специализированного депозитария на дату фиксации реестра.
Справедливости ради надо отметить, что встречаются отклонения от этого списка в сторону уменьшения количества требуемых документов, но чаще мы сталкиваемся с отклонениями в сторону его увеличения. Так, эмитенты могут дополнительно требовать следующие документы
(один или несколько из указанных ниже перечней).
По ПИФ:
• оригинал отчета о владельцах акций акционерного инвестиционного фонда и владельцах инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда по форме, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 22.10.2003 № 03-41/пс;
• оригинал перечня имущества активов ПИФ по со-
стоянию на дату фиксации реестра;
• нотариально удостоверенная копия документа из Госкомстата России о наличии в составе ЕГРПО паевого инвестиционного фонда и его идентификации по общероссийским классификаторам.
По НПФ:
• оригинал заявления от управляющей компании, в котором управляющая компания подтверждает, что доход, получаемый фондом в виде дивидендов по ценным бумагам, является доходом от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
• оригинал расчета стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений по состоянию на дату фиксации реестра;
• копия договора об оказании брокерских услуг, заключенного между специализированной организацией и управляющей компанией НПФ, заверенная руководителем (уполномоченным лицом) управляющей компании;
• копия лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию негосударственного пенсионного фонда, заверенная руководителем (уполномоченным лицом) фонда;
• копия страховых правил НПФ, с отметкой о регистрации ФСФР России, заверенная руководителем (уполномоченным лицом) фонда.
Поскольку права на акции, составляющие имущество ПИФ, а также акции, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, учитываются на счетах депо в специализированном депозитарии, последний в интересах своих депонентов обеспечивает
процесс сбора и передачи эмитенту (регистратору) необходимого комплекта документов для подтверждения прав на льготное налогообложение.
Причем надо отметить, что далеко не всегда эмитенты заблаговременно извещают своих акционеров о перечне необходимых документов путем публикации соответствующей информации на своем сайте или сайте регистратора либо путем направления ее через номинального держателя.
В таких случаях основанием для сбора необходимых документов для подтверждения льгот является информация о принятом решении о выплате дивидендов из сообщений эмитента о существенных фактах с темой «Сведения о проведении общего собрания акционеровэмитента и о принятых им решениях».
В случае когда эмитент не предоставил информацию о составе необходимых документов для подтверждения налоговых льгот, депоненты определяют этот комплект на свое усмотрение, и окажется ли он достаточным для эмитента — неизвестно.
При получении информации о принятии эмитентом решения о выплате дивидендов специализированный депозитарий направляет своим депонентам — владельцам акций этого эмитента, имеющим право на получение льготы, запрос на предоставление требуемого
комплекта документов для передачи его эмитенту (регистратору). Далее при получении документов от своих депонентов-льготников специализированный депозитарий формирует опись по всем документам и направляет их в следующем порядке:
• напрямую эмитенту (регистратору) — в случае если счет номинального держателя специализированного депозитария открыт напрямую в реестре, либо в запросе эмитента указывается необходимость направления документов напрямую эмитенту (регистратору), либо
при наличии таких устных договоренностей с эмитентом (регистратором);
• через вышестоящий расчетный депозитарий (НРД либо ДКК) — в иных случаях.
Недостатки существующей практики
Давайте попробуем оценить общий объем документов, который требуется обработать эмитенту (регистратору), а также иным участникам, стоящим в цепочке передачи документов.
Для этого проанализируем утрированный случай, предположив, что акции одного эмитента оказались во всех портфелях ПИФ и НПФ.
Сейчас зарегистрировано около 1300 ПИФ. Деятельность по доверительному управлению пенсионными накоплениями осуществляют около 60 управляющих компаний, причем каждая такая управляющая компания имеет более одного договора доверительногоуправления — предположим, что в среднем 8.
Таким образом, получается примерно 1780 депонентов-льготников. Стандартный комплект документов составляет порядка 60 листов. Итого — 106 тыс. листов, т. е. более 200 пачек бумаги.
Конечно, приведенный пример гипертрофированный, но, на наш взгляд, очень показательный. На практике же у нас встречаются случаи передачи документов для одного эмитента по нашим депонентам в количестве 3—3,5 тыс. листов.
Если попробовать оценить суммарные затраты акционеров и инфраструктуры на процесс обеспечения прав ПИФ и НПФ на налоговые льготы, то сумма будетвесьма существенной: бумага, печать (снятие копий) документов, нотариальное заверение, составление описей, отправка документов по цепочке (депонент — специализированный депозитарий — номинальный держатель (НРД, ДКК) — регистратор), проверка комплектности на каждом из этапов, хранение этих документов у эмитента.
Порой для конкретного акционера (управляющей компании) с небольшим пакетом акций издержки могут быть больше, чем сама льгота, и он принимает решение от нее отказаться. Тем более что чаще всего управляющие компании должны финансировать изготовление
необходимых документов за счет собственных средств, так как указанные расходы нельзя однозначно квалифицировать как нормативно допустимые при доверительном управлении активами ПИФ и НПФ.
Кроме того, при таком объемном документообороте иногда случаются потери документов либо нарушаются сроки предоставления документов, что влечет за собой непредоставление льготы акционеру-льготнику.
Тогда управляющая компания должна предпринять действия по возврату излишне удержанного налога, которые могут привести к последующим судебным разбирательствам с эмитентом.
Для объективности описания необходимо отметить, что не все специализированные депозитарии оказывают услуги управляющим компаниям по передаче документов, подтверждающих право на льготное налогообложение, эмитенту (регистратору). Однако это не снимает необходимости оптимизации процесса получения льготы управляющими компаниями и снижения их издержек на данный процесс.
Возможное решение
В связи с тем что:
• Минфин России в своих разъяснениях указывает, что документами, подтверждающими освобождение от налога на прибыль, могут быть любые документы, подтверждающие наличие ценных бумаг в составе активов ПИФ либо НПФ (в части пенсионных накоплений);
• в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии удостоверяются записями по счетам депо в депозитариях — считаем, что для предоставления налоговой льготы ПИФ и НПФ эмитенту достаточно предоставления выписки со счета депо специализированного депозитария, содержащей в наименовании депонента (счета депо) следующую информацию.
По ПИФ:
• «Наименование управляющей компании» Д.У. «Наименование ПИФ».
По НПФ:
• «Наименование управляющей компании» Д.У. средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии «Наименование НПФ».
Более того, по нашему мнению, вся требуемая информация уже содержится в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, а такжев списке лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам, которые депозитарий предоставляет по запросу эмитента (данные сведения указываются в наименовании депонента).
Если информации в наименовании депонента недостаточно, то можно ввести дополнительное поле в указанные списки, которое будет однозначно определять принадлежность депонента к льготной категории.
В предложенном решении (достаточность информации о льготной категории депонента в выписке со счета депо специализированного депозитария или в списке владельцев ценных бумаг) ответственность за правильное предоставление информации лежит на депозитарии, причем эта ответственность лицензионная.
Преимуществами такого подхода являются возможность обеспечения электронного документооборота между номинальным держателем и регистратором в части подтверждения прав акционеров на льготное налогообложение и, разумеется, существенная экономия средств всех участников процесса, связанная с отказом от большого количества бумажных документов.
По нашему мнению, для реализации предлагаемого решения внесения изменений в нормативные акты не требуется.
Однако, понимая обеспокоенность эмитентов тем, что в связи с имеющимися разъяснениями Минфина России налоговый орган может потребовать (причем в судебном порядке) дополнительного обоснования предоставления налоговой льготы на основании одной только выписки со счета депо (или информации в списке владельцев ценных бумаг), считаем необходимым опубликование официального информационного письма Минфина России по этому вопросу в ответ на запрос заинтересованных профильных саморегулируемых организаций — ПАРТАД, НЛУ, НАПФ.
Прием на обслуживание ценных бумаг, реестр владельцев которых эмитент ведетсамостоятельно
Суть проблемы
В соответствии с п. 3 ст. 42 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» права на ценные бумаги, принадлежащие акционерному инвестиционному фонду, либо права на ценные бумаги, составляющие имущество паевого инвестиционного фонда, должны учитываться на счете депо в специализированном депозитарии, за исключением прав на государственные ценные бумаги. При этом у специализированного депозитария возникает обязанность регистрироваться в качестве номинального держателя ценных бумаг, учет прав на которые он осуществляет, если иной порядок учета прав на ценные бумаги не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим при приобретении в состав активов ПИФ акций, реестр владельцев которых эмитент ведет самостоятельно, у специализированного депозитария возникает необходимость открытия лицевого счета номинального держателя в этом реестре и дальнейшего взаимодействия с эмитентом при проведении операций по этому счету.
Безусловно, многие эмитенты ответственно подходят к вопросам ведения реестра, но зачастую качество ведения реестра эмитентами оставляет желать лучшего. Кроме того, требование обеспечить электронный документооборот с номинальными держателями законодательно для эмитентов не установлено, и случаи электронного взаимодействия с эмитентами — редкие
исключения. В связи с этим возникают сложности во взаимодействии, особенно учитывая географическую распределенность эмитентов по стране. Также встречаются случаи «пропажи» эмитентов, когда приходится прикладывать много усилий по розыску нового адреса эмитента.Таким образом, учитывая, что деятельность по ведению реестров эмитентами не страхуется, а их ответственность за недобросовестное ведение реестра формальная и минимальная, риски и ответственность депозитария, открывшего счет в таком реестре, принявшего на учет акции и подтверждающего права на эти акции своим депонентам, очень велики.
Следует отметить, что не только специализированные депозитарии сталкиваются с проблемами взаимодействия с эмитентами, ведущими реестр владельцев ценных бумаг самостоятельно. Но депозитарий, не обремененный обязанностями специализированного депозитария, взвесив все за и против, вправе отказать депоненту в приеме таких ценных бумаг на обслуживание, а специализированный депозитарий такой возможности не имеет.
Альтернативой для специализированного депозитария мог бы являться прием таких акций на учет через другой депозитарий, в котором у специализированного депозитария открыт счет депо номинального держателя. Однако другие депозитарии не всегда готовы брать на себя такие риски. Кроме того, данное решение не устраняет проблему, а перекладывает риски со
специализированного депозитария на другой инфра-структурный институт.
Возможное решение
По нашему мнению, необходимо законодательно ограничить возможность приобретения ценных бумаг, реестры владельцев которых ведут сами эмитенты, в состав имущества ПИФ, установив, что в состав активов ПИФ могут входить только акции, реестр владельцев которых ведут регистраторы (профессиональные участники рынка ценных бумаг). Считаем, что данное предложение соответствует логике построения рынка коллективных инвестиций, и его реализация значительно снизит риски не только инфраструктуры, но и конечных инвесторов — пайщиков.
Документарные ценные бумаги в составе имущества ПИФ
И в заключение третий вопрос в связи с недавно принятым Приказом ФСФР России от 30.08.2012 № 12-78/пз-н «Об утверждении порядка открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов».
Неоднозначность нормативных требований
В соответствии с п. 3.2 данного Приказа на счетах депо может осуществляться учет прав на следующие ценные бумаги:
• именные ценные бумаги, выпущенные (выданные) российскими юридическими лицами и российскими гражданами, учет прав на которые в соответствии с федеральными законами может осуществляться депозитариями на счетах депо;
• эмиссионные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением;• иностранные финансовые инструменты, которые квалифицированы в качестве ценных бумаг в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и права на которые в соответствии с личным законом лица, обязанного по этим финансовым инструментам, могут учитываться на счетах, открытых в организациях, осуществляющих учет прав на ценные бумаги.
По нашему мнению, перечень закрытый, и в соответствии с такими формулировками векселя не подлежат депозитарному учету, так как векселя не являются ни именными, ни эмиссионными, ни иностранными ценными бумагами.
Мы не будем углубляться в тему, могут ли эти ценные бумаги быть объектом депозитарного учета или нет.
Этот вопрос лежит в юридической плоскости, и юристы придерживаются разных точек зрения по этому вопросу. В целях данной статьи мы ограничимся констатацией факта появления неоднозначности в действующем законодательстве, так как наряду с приведенной цитатой из нового нормативного акта продолжают действовать требования Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» о необходимости учета ценных бумаг, приобретаемых в состав имущества ПИФ, на счетах депо в специализированном депозитарии.
При этом мы не рассматриваем позицию, что если специализированный депозитарий не может учесть ценные бумаги на счете депо, то управляющая компания не имеет возможности приобрести их в состав активов ПИФ, даже если это разрешено инвестиционной декларацией. Такую позицию мы считаем неконструктивной и противоречащей интересам участников рынка
коллективных инвестиций.
В связи с этим у специализированного депозитария (и управляющих компаний ПИФ) возникают следующие вопросы:
• вправе ли специализированный депозитарий осуществлять на счетах депо учет прав на векселя;
• будет ли иметь место нарушение управляющей компанией требований Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в случае, если при приобретении векселей в состав имущества ПИФ права на данные ценные бумаги не будут учитываться на счете депо управляющей компании в специализированном депозитарии?
Кстати, аналогичные вопросы могут возникать и поценным бумагам непубличных иностранных эмитентов.
Практика показывает, что не все такие ценные бумаги можно учесть на счете депо с соблюдением всех законодательных требований.
Предлагаемое решение
По нашему мнению, необходимо внесение измененийв нормативные акты, регулирующие деятельность специализированного депозитария, чтобы устранить обозначенную коллизию, а до этого — разъяснение ФСФР России, как действовать специализированным депозитариям и управляющим компаниям в сложившейся ситуации.