En

Прекратите это

11.04.2019

Григорий Соколов (Вестник НАУФОР №2 2019)


Прекращение фонда - сложная процедура. Она требует экспертизы и большого опыта, тем более что законодательство оставляет простор для разнообразных трактовок и мнений. При этом мегарегулятор строго контролирует деятельность лиц, осуществляющих прекращение фонда, и любое необоснованное деяние чревато штрафами или даже отзывом лицензий.

Процедуру прекращения рано или поздно проходит каждый паевой инвестиционный фонд, работающий в РФ

ПРЕКРАТИТЕ ЭТО!

Процедуру прекращения рано или поздно проходит каждый паевой инвестиционный фонд в Российской Федерации, вне зависимости от того, к какой категории он относится и предназначены ли его паи только квалифицированным инвесторам (или неквалам тоже). При этом в Федеральном законе от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» этой процедуре посвящена единственная глава (Глава V, ст. 30-32).

Между тем, в отличие от выявления основания прекращения фонда (ст. 30 закона «Об инвестиционных фондах»), порядок прекращения (ст. 31) и распределение имущества, составляющего фонд (ст. 32), вызывают большое количество вопросов при их реализации на практике.

Процедуру прекращения фонда можно разделить на две составляющие: Формальные действия, подробно описанные в вышеупомянутом законе и подзаконных актах. Их исполнение требует от специалистов лишь точности при составлении документов (наименования, даты, суммы) и своевременности (соблюдение установленных сроков).

Действия, направленные на реализацию имущества, составляющего ПИФ, и осуществление расчетов с кредиторами. Это требует от специалистов не только отличного знания действующего законодательства Российской Федерации (практически во всех сферах права), но и значительного опыта взаимодействия с различными органами и организациями: судебные органы, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, правительства субъектов РФ и администрации муниципальных образований, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), кредитные организации и т. д.

К формальным действиям можно отнести:

1) выявление основания для прекращения фонда (п. 20 ст.13.2, п.4 ст.23, ст.30 закона «Об инвестиционных фондах»);

2) уведомление Банка России о возникновении основания прекращения фонда в течение 5 рабочих дней со дня возникновения основания для его прекращения (пп.1 п.7 ст.31, п.1 ст.54 закона «Об инвестиционных фондах»);

3) раскрытие сообщения о прекращении фонда в течение 7 дней со дня возникновения основания для его прекращения (пп.2 п.7 ст.31, п.4 ст.51 закона «Об инвестиционных фондах», п.3.26 Приказа ФСФР России от 22.06.2005 №05-23/пз-н);

4) выявление кредиторов, требования которых должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего фонд (пп.3 п.7 ст.31 закона «Об инвестиционных фондах»);

5) включения требований кредиторов в раздел баланса о кредиторах, требования которых должны удовлетворяться за счет составляющего фонд имущества (п.8-9 ст.31 закона «Об инвестиционных фондах»);

6) составление, согласование (при необходимости) и направление в Банк России баланса имущества, составляющего фонд - по окончании срока предъявления кредиторами требований и до начала расчетов с ними (п.9 ст.31, п.1 ст.54 закона «Об инвестиционных фондах»);

7) составление, согласование (при необходимости) и направление в Банк России отчета о прекращении фонда в течение 10 рабочих дней после завершения расчетов при его прекращении (п.2 ст.32 закона «Об инвестиционных фондах», Указание Банка России от 31.01.2018 № 4712-У).

Особое внимание необходимо обратить на соблюдения точности и своевременности при реализации специалистами вышеуказанных действий, так как за каждое предоставление ошибочных (заведомо ложных) сведений и за каждое несвоевременное исполнение вышеуказанных действий Банк России может привлечь лицо, осуществляющее прекращение фонда, к административной ответственности (ст.15.19. и ст.15.29. КоАП РФ).

Существует мнение, что реализовать имущество, составляющее прекращаемый фонд, и осуществить расчеты с кредиторами в срок, установленный законом или предписанием Банка России - это основная обязанность лица, осуществляющего прекращение фонда (п.10 ст.31 закона «Об инвестиционных фондах»). Однако, каким именно образом и по какой цене должно быть реализовано имущество прекращаемого фонда, действующим законодательством Российской Федерации не установлено. Компания «ИНФИНИТУМ» рекомендует клиентам, осуществляющим прекращение фонда, руководствоваться общим принципом, установленным в п.1 ст. 39 закона «Об инвестиционных фондах»: «…действовать разумно и добросовестно при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей». Это означает обязанность использовать все законные и доступные в сложившихся обстоятельствах средства для прекращения фонда в установленный срок. При реализации имущества прекращаемого фонда специалистам необходимо помнить о ряде важных особенностей данной процедуры.

Со дня возникновения основания прекращения фонда имущество, входящее в его состав, можно только реализовывать и распределять в соответствии с законом «Об инвестиционных фондах» (п.6 ст.31).

Так как действующим законодательством не установлено значение таких слов, как «распоряжение» и «реализация», обратимся к положениям Большого юридического словаря (А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. М; Инфра-М; 2003 г.) и Толкового словаря Ожегова (С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992). Согласно этим источникам, распоряжение - это одно из правомочий собственника вещи, позволяющее ему совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. В результате актов распоряжения имуществом осуществляется его отчуждение, а также передача другому лицу во временное владение и пользование, в залог, сдача на хранение и др. Распоряжением определяется юридическая судьба вещи, т. е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Распоряжение также - одно из правомочий, входящих в состав права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

«Реализация» - это производное слово от глагола «реализовать» (то же, что «продать»), то есть передать кому-нибудь имущество в собственность за плату. Таким образом, если закон гласит, что «со дня возникновения основания прекращения паевого инвестиционного фонда не допускается распоряжение имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, за исключением его реализации и распределения в соответствии с настоящим Федеральным законом», то это означает: допускается исключительно передача кому-нибудь имущества фонда в собственность за плату и распределение вырученных денежных средств. Подтверждением данного «перевода» можно считать положения п.1 ст.31 и п.1 ст.32 «Об инвестиционных фондах», согласно которым между владельцами инвестиционных паев и кредиторами распределяются исключительно денежные средства.

Согласно сложившейся практике лицо, осуществляющее прекращение фонда, обязано соблюдать ограничения, установленные не только Главой V закона «Об инвестиционных фондах», но и ст. 40, например, о безвозмездном отчуждении имущества фонда, об отчуждении имущества фонда владельцам инвестиционных паев данного фонда.

Учитывая положения п.6 ст.31 закона «Об инвестиционных фондах», со дня возникновения основания прекращения фонда запрещено «списывать» дебиторскую и кредиторскую задолженности, входящие в состав его имущества, по Правилам СЧА фонда. Указанное имущество необходимо реализовать, как и любое другое. Способ реализации имущества определяется, исходя из двух принципов, установленных законом: «действовать разумно, добросовестно и исключительно в интересах владельцев инвестиционных паев». Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства, необходимо избирать способ реализации, который в минимальный срок увеличит имущество прекращаемого ПИФ на максимальную сумму денежных средств.

Стоимость имущества при его реализации определяется на основании документов, которыми располагает лицо, осуществляющее прекращение фонда, например, договор, соглашение, акт взаиморасчетов, отчет оценщика, протокол о результатах торговой процедуры.

Обязательства перед третьими лицами, входящие в состав имущества фонда, могут быть прекращены исключительно на основаниях, указанных в Главе 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором, но не противоречащих положениям закона «Об инвестиционных фондах».

Обязательства третьих лиц, входящие в состав имущества ПИФ, которые, учитывая конкретные обстоятельства, не представляется возможным реализовать или прекратить, необходимо взыскать в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке (досудебный, судебный, исполнительный).

Согласно п.10 ст. 31 закона «Об инвестиционных фондах» лицо, осуществляющее прекращение фонда, обязано реализовать имущество, составляющее фонд, и осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со ст. 32 закона в срок, не превышающий 6 месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении фонда. При этом указанный срок может быть продлен по решению Банка России, если прекращение паевого инвестиционного фонда осуществляется в случае аннулирования (прекращения действия) лицензии управляющей компании.

Как показывает практика, по истечении 6 месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении ПИФ, если процедура прекращения ПИФ не была завершена, сотрудники Банка России могут зафиксировать нарушение закона лицом, осуществляющим прекращение ПИФ, и обязать его устранить данное нарушение, завершив указанную процедуру к определенный дате. Как правило, дополнительный срок тоже не превышает 6 месяцев.

Течение срока прекращения ПИФ приостанавливается лишь в случае введения запрета на проведение операций с имуществом, составляющим ПИФ, после раскрытия сообщения о его прекращении (на срок действия указанного запрета). Во избежание риска привлечения к административной ответственности рекомендуется заблаговременно направлять в Банк России ходатайство о продлении срока его прекращения. В ходатайстве необходимо подробно описать все действия, совершенные в течение 6 месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении фонда, а также описать действия, которые планируется совершить с указанием планируемого срока завершения процедуры прекращения.

Следует отметить, что уменьшить риск привлечения к административной ответственности могут лишь документально подтвержденные обстоятельства (факты), доказывающие, что лицо, осуществляющее прекращение фонда, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению срока прекращения ПИФ (п.2 ст.2.1. КоАП).

При осуществлении расчетов с кредиторами нередко возникает вопрос, ответа на который нет ни в законе «Об инвестиционных фондах», ни в подзаконных актах: как поступать в случае нехватки денежных средств, составляющих фонд и поступивших в него после реализации имущества фонда, для удовлетворения требований всех кредиторов в полном объёме. В такой ситуации «ИНФИНИТУМ» рекомендует своим клиентам, осуществляющим прекращение фонда, руководствоваться положениями п.3 ст.142 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «…при недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов», - по аналогии закона (п.1 ст.6 ГК РФ).

Также при осуществлении расчетов специалистам необходимо помнить одну важную особенность: вознаграждение лицу, осуществлявшему прекращение ПИФ, включено во вторую очередь, однако выплачивается только после завершения всех расчетов в соответствии с очередностью (п.1 ст.32 закона «Об инвестиционных фондах»).

Таким образом, очевидно, что процедура прекращения фонда может включать в себя не одно объемное производство (судебное разбирательство, торговые процедуры, регистрационные действия) и таит в себе множество вопросов, не имеющих однозначных ответов в действующем законодательстве. Кроме того, сотрудники Банка России осуществляют особо тщательный контроль и надзор за деятельностью лиц, осуществляющих прекращение фонда. Любое необоснованное деяние (как действие, так и бездействие) может привести поднадзорное лицо к многотысячным штрафам, отзыву лицензии и аннулированию квалификационных аттестатов его специалистов.

Нередко в рамках прекращения фонда приходится вырабатывать и применять новую, ранее никем и никогда не применявшуюся правовую конструкцию, правомерность которой в дальнейшем необходимо защищать в надзорных и судебных органах.

Учитывая описанные ограничения, возникающие при прекращении фонда, «ИНФИНИТУМ» настоятельно рекомендует своим клиентам реализовать имущество, исключить (прекратить/взыскать) дебиторскую задолженность, входящую в состав имущества фонда, и завершить все расчеты до даты возникновения основания прекращения фонда - во избежание риска привлечения к административной ответственности за ненадлежащее прекращение.

В данной статье процедура прекращении фонда раскрыта лишь в общих чертах. Едва ли не о каждом приведенном в ней действии, принципе, особенности можно составить по отдельной статье не меньшего объема - с множество мнений и рекомендаций, основанных на практике и не имеющих однозначного подтверждения в действующем законодательстве Российской Федерации. Именно поэтому прекращение фонда представляется одной из самых сложных процедур, связанных с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, с которой с минимальными рисками может справиться лишь опытная команда экспертов, имеющих высокую квалификацию и обширную положительную практику на всех этапах рассматриваемой процедуры.


← Возврат к списку публикаций