En

Стандарт XBRL: Трудности перехода

29.01.2018

Дмитрий Целищев, директор по продажам

АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ»

Переход некредитных финансовых организаций на XBRL – «идеальный шторм» для рынка, который окончательно докажет преимущества аутсорсинговой модели. Передача другому лицу второстепенных и ресурсоемких функций, таких как учет и отчетность всех видов, широко распространена на зарубежных рынках, а в России только становится трендом. 

Использование формата XBRL (eXtensible Business Reporting Language, расширяемый язык деловой отчетности) для представления отчетности в Банк России – один из стратегических проектов регулятора. В его основе лежит использование дата-центричного подхода к сдаче отчетности. И в будущем это даст огромные преимущества: исключит дублирование отчетности, снизит избыточность показателей, повысит прозрачность информации, обеспечит ее достоверность и качество.

Но сам момент перехода к новому формату требует от участников рынка огромных усилий и издержек, а ошибки на этом пути чреваты регуляторными рисками.

К сожалению, как и в ситуации перехода на ЕПС и ОСБУ, задача перехода на XBRL не может быть решена просто приобретением технологического решения. Прежде всего, потому что ни одно из них не идеально и «без доработки напильником» не взлетит. Тем более не стоит обольщаться относительно низкой ценой «коробок»: очень много сил уходит на разработку методологии получения показателей из информационных систем компании. Потом оказывается, что эти системы не содержат необходимые показатели, и требуются серьезные трудозатраты со стороны персонала компании для их очищения или обогащения. И так далее. В общем, скупой платит дважды.

Конвертер Банка России, за который надо сказать искреннее спасибо регулятору, задумывался лишь как временный, на два года, инструмент – таковым и является. Так что рассчитывать только на него – это лишь отсрочка принятия необходимого решения. А практика уже упомянутого перехода на ЕПС и ОСБУ показывает, что правильное решение одно – обращение к аутсорсеру. 

Во-первых, аутсорсер берет на себя подбор наиболее оптимального вендора. Во-вторых, все затраты на приобретение и техническое сопровождение ПО он несет сам. В-третьих, риск штрафных санкций снижается, если аутсорсер грамотен и надежен (как такого выбрать – уже совсем другая история, и о ней – ниже). В-четвертых, у любого крупного аутсорсера обслуживанием, поддержкой и сопровождением клиента занимается целый штат специалистов, для которых ведение клиента – прямая служебная обязанность, а не свалившаяся на голову проблема (как воспринимают трудности перехода на XBRL абсолютное большинство работников компаний-профучастников).

Кроме того, на аутсорсера можно «повесить» обязанность отслеживать изменения нормативки, причем не только и не столько в части ее регулярного мониторинга, сколько в части внедрения требуемых изменений. 

Наконец, аутсорсер, как правило, готов принимать на себя финансовую ответственность за последствия ошибок – в объеме, оговариваемом договором. А это, что ни говори, наилучшая мотивация! 

Как это может работать? Самый простой вариант (если НФО и обслуживающий ее аутсорсер никак не связаны по другим проектам, например, по аутсорсингу бухучета) может быть выстроен предельно комфортно для обеих сторон. Аутсорсер предоставляет клиенту шаблон в формате Excel, который он заполняет самостоятельно и присылает обратно аутсорсеру. Тот конвертирует файл в формат XBRL на своем ПО и отправляет снова клиенту – он готов к отправке регулятору. Важно, что файл, требующий заполнения, можно с легкостью интегрировать во внутреннюю систему финансовой организации и выгружать в него все данные буквально нажатием одной кнопки. 

Так что фактически для НФО проблема перехода на XBRL сегодня сводится к задаче выбора правильного аутсорсера. Чтобы не ошибиться, важно обратить внимание на несколько моментов: 

• Аутсорсер должен обладать финансовой устойчивостью и надежностью. Это важно по нескольким причинам: 

  1. У аутсорсера должно быть достаточно ресурсов на приобретение или разработку собственного ПО, а затем и на его постоянную поддержку.
  2. У аутсорсера должно быть достаточно ресурсов на содержание штата высококлассных специалистов.
  3. У аутсорсера должно быть достаточно ресурсов, чтобы принять на себя финансовую ответственность за последствия ошибок.
• Программное обеспечение, на котором работает аутсорсер, должно быть поставлено надежным, проверенный вендором, опыт сотрудничества с которым известен рынку.
• Аутсорсер должен иметь опыт работы на финансовом рынке – это очевидно в силу всем очевидной специфики финансовой сферы. 
• Договор должен быть грамотно составлен и отражать важнейшие потребности клиента, при этом: 
  1. Лучше договариваться не на почасовую оплату, на абонентскую, что позволит получать полный пакет обслуживания и консультаций, не задумываясь о временных границах. 
  2. Важно, чтобы аутсорсер был способен грамотно отслеживать нормативно-регуляторные новации и оперативно внедрять все необходимые изменения.Отслеживание «нормативки» обязательно нужно включать в абонентскую плату. 
Таким образом, секрет успешного выбора партнера по переходу на XBRL с аутсорсером прост: это должна быть большая, надежная организация с опытными специалистами и достаточными средствами на внедрение качественного ПО.

← Возврат к списку публикаций